Сенім телефоны
87182546323
email: sosh5@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар облысы, Павлодар қаласы, Лермонтов көшесі 129
8(7182)549580
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Детское чтение и роль родителей (ж.Внеклассная работа в школе,2008,№1)
Детское чтение и роль родителей (ж.Внеклассная работа в школе,2008,№1)

 

Павлодар

СОШ № 5

зав.библиотекой

Ерменкова О.В.

Детское чтение и роль родителей в этом вопросе является на сегодняшний день очень актуальным. Ведь семья должна обеспечивать не только здоровый образ жизни, но и духовный. Сейчас наряду с падением духовного образа жизни растет и деградация общества.Поэтому нам библиотекарям совместно с учителями и родителями нужно больше уделять внимания чтению детей. И чем раньше это произойдет ,тем лучше.Вот и возникло желание провести родительское собрание, посвященное детскому чтению, которое тоже является частью воспитания подрастающего поколения. Материалы этого собрания – это только начальный этап работы с родителями. В дальнейшем обязательно необходимо совместно с учителем и родителями следить за чтением детей полгода или год, а затем опять сделать анализ чтения. Тогда работа будет систематической, а не от случая к случаю. Можно проводить родительское собрание по секциям :

                                  Где читают все

                                   Родители , которые читают сами

                                   Где вобще никто не читает

                                   По разным возрастным группам и т.д.

Для родителей можно составить памятку (смотри ниже). А с детьми мы проводим такие круглые столы как : «Летом я влюбился в эту книгу», «Книга в моем доме», «Мои первые книжки» и ряд других.

                                              Детское  чтение и роль семьи в нем.

                                (материалы к проведению родительского собрания,

                                 посвященного детскому чтению , из опыта работы).

Цель собрания: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников.

Задачи: совместно с родителями помочь детям ориентироваться в потоке книг, предлагать им для чтения только хорошую , достойную литературу.

Оформление аудитории: разместить плакаты с высказываниями выдающихся людей о  роли книги и чтения

  • «Чтение выстраивает целые судьбы»

                                                               В.Шукшин.

  • «Чтение – это окошко , через которое дети видят и познают мир и самих себя»

                                                 В.Сухомлинский.

  • «Нет , быть может , дней в нашем детстве , прожитых с такой полнотой, как дни, проведенные с любимой книгой».

                                                                М.Пруст.

Оформить книжную выставку «Любимые книги детей» (этого класса).

Желательно , чтобы библиотекарь произвел предварительный опрос детей  об отношении к чтению, проанализировать анкеты, читательские формуляры данного класса. Полученные результаты затем предоставить родителям на родительском собрании.

А если в классе есть выдающийся читатель, то хорошо устроить его бенефис, предполагающий его рассказ о своем чтении, любимом герое и т.д., устроить выставку рисунков  и конкурс чтецов , где дети могут показать свои способности.  Это поддержит в родительском сознании престиж читающего ребенка и поднимет их родительскую активность в приобщении к книге своих детей. Все эти мероприятия проводятся не на одном родительском собрании, а на нескольких.

                                О  теме собрания , или зачем читать?

Тема детского чтения тесно связана с главной заботой об образовании детей, об их успешной учебе. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны. Поэтому рассказывайте детям о ценности детского чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах.Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми , которые любят читать. Ведь опыт чтения стал приравниваться к накоплению человеческого капитала – капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.Человек , обладающий таким капиталом , легче находит общественное признание, он более востребован. Поэтому развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Не упускайте фактов , подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, писателей. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка. Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению ,таких детей с каждым годом станоится все меньше.Зато возрастает процент тех, кто не берет в руки книгу. Они не осознают, что чтение сязано не только с литературой, но и определяет уровень межличностных отношений в классе. Нельзя не учитывать прогматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий связана с чтением. А между тем известны факты , когда дети не умеют читать, грамотно излагать свои мысли, полноценно общаться. Накопление подобных фактов идет по нарастающей.Нельзя не увидеть во всем этом прямой связи с ростом преступности, алкоголизма и наркомании. Неслучайно применительно к детскому чтению мы все чаще слышим слова кризис и катастрофа.

                              Что происходит с детским чтением?

Перед родителями нужно поставить вопрос: чтение ребенка сегодня - ...

Привести примеры социологов: число постоянно читающих уменьшилось на ..., а тех, кто вобще не читает возросло ..., ...% читают книги от случая к случаю. Далее приводятся данные о чтении в данном классе, делается вывод(цифры не приводятся,так как постоянно меняются).

Родителям необходимо интересоваться , что за книги читает ребенок в свободное время.

Загляните в нее,если она вам не знакома. И если ,на ваш взгляд ,книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу. Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения.

Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен к этой сфере интерес.

                           Что мешает и что содействует чтению детей.

Главной помехой чтению считают нехватку времени.Однако, коль скоро встает вопрос,есть ли время читать, стало быть, нет на то желания. Для интересной книги всегда должно найтись время. Умные родители используют испытанный ход : почитай мне, пожалуйста,пока я убираю, готовлю и т.д., они говорят о книгах , используя любое время.Большой помехой для чтения является и телевидение. Однако, оно способно и привлечь детей к книге. Надо только суметь воспользоваться ситуацией. Речь идет  том, чтобы от просмотра передачи перекинуть мост к чтению – предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла.Неоднозначное влияние оказывает и компьютер. С одной стороны он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, но с другой – ребенок не уделяет время чтению.Однако, существует детская сетевая библиотека и ряд других. И их число растет. Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей. Да и само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать и самим создавать информацию. Он приучает детей к гипертексту – основе нелинейного мышления.Помехой общения с книгой является плохая техника чтения.Если ваш ребенок делает первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. Что касается способов, содействующих чтению, то нельзя не указать участия детей в литературных конкурсах. Одним из факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.

                         Модель детского чтения , или чтение чтению – рознь.

Литература, входящая в школьную программу – это произведения, отобранные временем,ее лучшие образцы. Эта литература способна влиять на детей нраственно и эстетически, пробуждать  них добрые и светлые чувства. Делает ее учебной только одно: ее сопровождают задания и вопросы, требующие анализа текста. Страх что – то не понять, неправильно ответить, не угадать того, чего от ученика ждет учитель, тормозит полноценное чтение, лишает ребенка удовольствия от общения с книгой. Уже сам факт включения произведения в школьную программу зачастую отпугивает от него ученика.Ребенок в этом случае, как он думает, читает для учителя, а не для себя, для оценки, а не для души. Поэтому побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит подготовительную почву и нейтрализует негативное отношение к чтению.Другое назначение детского чтения – развлечение, отдых.Определенное место занимает прагматичное или деловое чтение. Его функция прикладная – научиться мастерить своими руками или проверить свои способности. Большой вес в структуре свободного времени занимает познавательное чтение. Дети говорят, что они читают, чтобы больше знать. Это и энциклопедии, и словари, и справочники. При всей важности такого чтения в нем есть опасность – информированность читателя, лишенная души. Духовным экстратом культуры является художественная литература. Именно чтение такой литературы чаще всего дети называют чтением для души. Особое значение имеет поэзия.Из всего изложенного можно сделать вывод, читают затем, чтобы :

                                Расширить кругозор

                                Получить информацию

                               Лучше понимать других

                               Сохранить память о прошлом

                               Ориентироваться в настоящем

                               Скоротать время

                               Укрыться от действительности

                               Искать смысл жизни

                               Утолять свою любознательность

                               Повышать культурный уровень

Именно родителям в подовляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. Чтение, как ядро культуры, может стать национальной идеей, способной сплотить общество, обеспечить связь поколений, стать мощным фактором социального и экономического прогресса.

                                Что могут родители.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним  был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, делитесь прочитанным . Зачитывайте отрывки, разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным. Чаще хвалите его, поддерживайте его уверенность в своих силах. Самое важное, что могут родители – способствовать ребенку записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным материалом. При необходимости консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Довертесь его рекомендациям как специалиста.

                               Книга для школьника в домашнем собрании.

«Дом, в котором нет книг, - говорил Цецерон, - подобен телу, лишенному души». Стратегия комплектования домашней библиотеки школьника в значительной степени определяется его учебной программой. Если фонд домашней библиотеки для детей начальной школы формируют в основном родители, то школьники среднего звена и старшеклассники в основном сами определяют, какие книги им нужны для домашнего использования. По количеству книг домашняя библиотека для подростков существенно богаче, чем книжное собрание для всех других взрастов и смыкается с домашним собранием книг для взрослых. Читая киги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения : домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. В.Шкловский говорил , что « ...не только вы собирали книги, но и они вас». Существенным дополнением являются журналы и газеты. Подпишитесь для ребенка, и что важно, на его имя, с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету. Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

                             Где найти нужные ребенку книги.

Можно купить в книжном магазине. Критериями удачной покупки книги для ребенка определенного возраста или класса являются :

                                Доступность для данного возраста

                                Проверка качества издания временем

                                Способность книги быть помощником в обучении

                                Наличие иллюстративного материала

                                Гуманное содержание

                                Образный язык.

Покупая книгу ребенку, обращайте внимание на издательство, выпустившее книгу.Как не велик поток книжных изданий для детей и количество их в книжных магазинах, детям не обойтись без библиотеки. Одна из привлекательных черт библиотеки – бесплатность пользования ее фондами. Однако есть много  и других :

                    В фонде библиотеки есть книги разных лет

                    Библиотека приобщает к систематическому чтению

                    Библиотека располагает богатым справочным аппаратом и фондом справочной  литературы

                    Библиотека проводит массовые мероприятия

                    Организует конкурсы, игры и т.д.      

                                               Чтение детей и здоровье.  

 Родителям можно дать такой совет :

  • Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением,      используйте простой способ . Приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5 – 7 секунд, столько же времени на дальний обьект, находящийся на улице.

Анкета для детей (используется на начальном этапе).

1.Что ты любишь читать?

2.Кто помогает тебе в выборе книг?

3.Где ты берешь книги для чтения?

4.Сколько книг у тебя дома? Какие?

5.Твои любимые книги и писатели?

6.Любишь ли ты больше сам читать книги или чтобы тебе читали?

7.Сколько книг ты прочел за последний месяц?

                Памятка для родителей.

1.Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение.

2.Нужно оградить детей от книг , предназначенных не для его возраста.

3.Чтение вслух.Оно сближает родителей и детей. Читают все по очереди.

4.Чтение вслух помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить умение слушать и сосредотачивать внимание.

5.Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное.

6.Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

7.Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

8.Показывайте, что вы цените чтение : покупайте книги, дарите их .

9.В доме должна быть детская библиотечка.

10.Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой снят фильм.

11.Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием : цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.