Ұйымдастырылған оқу кызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности
Даярлык тобы – подготовительная группа
Білім беру саласы/Образовательная область: коммуникация
Бөлімі/Раздел: обучение грамоте
Тақырыбы/Тема. Буква Я.
Мақсаты/ЦельПознакомить детей с буквой Я.
Бағ.мазмұны/Программное содержание. Познакомить с гласной буквой Я и образованием ее звуковой структуры «йа».
Учить писать букву Я.
Учить читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ.
Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.
Учить читать слова и предложения.
Учить отгадывать загадки.
Развивать внимание, логическое мышление.
Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Учить записывать предложение схематически, определять порядок следования слов в предложении.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Үштұғырлы тіл компоненті.Полилингв. компонент: : звук- дыбыс-sound, слово-сөз , первый звук- бірінші дыбыс.
Сөздік жұмыс/Словарная работа: якорь, ящерица, мал, мял.
Құралдар/Оборудование:демонстрационный материал: картинки: яблоко, яйцо, ящерица.
Раздаточный материал: карточки – домики на букву А, Я. Карточки схемы в три клеточки к словам – мал, мял. Загадка – ребус к слову ЯНА. Схемы предложений.Таблица слогов для чтения.
Өткізу барысы/Ход проведения:
Кіріспе бөлімі/Вводная часть
Закрепление пройденного материала – звуки и буквы А, О,У, Ы, Э. Буквы Л, М, Н, Р.
Игра «Узнай звук» по артикуляции.
Минутка «Чтение слогов»
Негізгі бөлім/Основная часть
1. Сюрпризный момент: Принцесса Грамматика
- Сказка про звуки и буквы «Хор звуков»
«Принцесса очень любила петь и пригласила гласные звуки в хор.
Каждый гласный звук пел свою песенку. Услышав, как поют гласные звуки песенки, согласный звук пришел к ним в гости. Ему тоже очень хотелось петь с ними. Принцесса предложила ему тоже спеть, но у него получилось только «Й-й-й-й». Тогда он встал перед буквой А, которая пела свою песенку. И когда Принцесса услышала как красиво у них получается петь вместе, то решила обратиться к своей маме Королеве граматики за помощью, чтобы она придумала новую букву со звуками «ЙА». Королева, послушав песенку нарисовала им букву Я и дала приказ всех познакомить с новой буквой Алфавита – Я» Продолжение сказки следует.
- Знакомимся с буквой Я
Задание детям:
- Заштриховать букву Я горизонтальными линиями – слева направо.
Задание детям:
- найти среди букв букву Я и обвести её кружочком.
Задания и вопросы детям
- Написать букву Я в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.
- Прочитать слоги в домиках (ЛА-ЛЯ, МА-МЯ, НА-НЯ, РА-РЯ).
- Одинаково ли произносятся согласные в слогах? (Нет, в слогах МА, ЛА, НА, РА согласные произносятся как звуки М, Л, Н, Р, в слогах МЯ, ЛЯ, НЯ, РЯ – как МЬ ЛЬ, НЬ, РЬ).
Скажите детям:
- Звучание согласной зависит от того, какая гласная написана после нее: если А, то согласная звучит твердо, если Я – то мягко.
- Мягкие согласные в схеме слова будем обозначать зеленым квадратом.
Пальчиковая гимнастика «Мы писали»
Задания детям
- Прочитать слова мал, мял.
- Закрасить в прямоугольнике квадраты условными обозначениями (МАЛ – синий квадрат, МЯЛ – зеленый квадрат).
- Уточнить, почему так записали (в слове МАЛ первый звук –М, потому что после него написана буква А; в слоае – МЯЛ – МЬ, потому что после него написана буква Я).
- Игра «Загадки и отгадки» (задание 2)
Задания и вопросы детям
- Отгадать загадки.
- Найти отгадки и написать букву, с которой начинаются слова-отгадки.
Бегает среди камней –
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – Ах! –
Удрала, а хвост в руках. /Ящерица/
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. /Яйцо/
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. /Яблоко/
- Какую букву написали под каждой картинкой? (Я)
- Физкультминутка
Дети выполняют движения под текст стихотворения.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
- Игровое упражнение «Как зовут девочку» (задание №3)
Задание детям
- Определить, какая буква пишется первой в названии нарисованных картинок, и написать ее под каждой из них.
- Прочитать имя девочки (Яна).
- Чтение слов по слоговым таблицамс буквами М, Н, Р, Л
- Учимся читать и записывать предложение (задание №4)
- Игра «Я начну предложение, а вы продолжите»
– Что такое предложение?Правильно, в предложении слова связаны по смыслу, слова в предложении «дружат» друг с другом.
Осенью некоторые деревья … (сбрасывают листву)
На красный сигнал светофора (идти нельзя)
Перед едой обязательно нужно (мыть руки)
Радуга появляется… (после дождя)
В сказках всегда добро (побеждает зло)
7. Упражнение «Схема предложения»
Предложения бывают разные. С помощью чего мы можем изобразить предложения? (ответы детей) Правильно, с помощью схемы.
Задания и вопросы детям:
- Прочитать предложение МАМА ЯНУ МЫЛА МЫЛОМ и записать его в виде схемы.
Примечание. Напомнить детям, что слова мы обозначаем прямоугольниками и у первого прямоугольника левая сторона чуть выше и обозначает начало предложения.
- Сколько нарисовали прямоугольников? (4)
- Почему? (Потому что в предложении 4 слова)
- Какое слово первое? (Мама). Второе? (Яну). Третье (мылом). Четвертое (мыла).
- Задание . Составить схему предложения.
Қорытынды бөлім/Заключительная часть
Принцесса хвалит и благодарит детей за правильное выполнение всех заданий и дарит д/и «Грамматика».
Самоконтроль и самооценка выполненной работы.