Сенім телефоны
87182346974 басшы, 87053846158
email: pavlodar121@mail.ru, sad121@goo.edu.kz
Мекенжайы: Ш.Құдайбердіұлы көшесі, 4
87182345889 вахта 87182346974 басшы 87182346991 бухгалтерия
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
сейсенбі сағат 10.00-12.00 бейсенбі сағат 16.00-18.00
Использование многофункциональных речевых тренажеров для познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста Монзикова Н.А. воспитатель высшей категории

Обеспечить  высокое  качество  дошкольного  образования  одна  из  актуальных  задач  в  системе  образования. 

Одним  из  главных  направлений  является  инновационная деятельность воспитателей.

Современные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровню развития.

Сегодня в центре внимания – ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Основная цель современного педагога- выбрать методы и формы организации воспитательно - образвательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели и развитию личности. 

 Общение со взрослыми и сверстниками является необходимым условием развития личности ребёнка, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно её коммуникативной стороны, поэтому данное направлении воспитательно-образовательного процесса является приоритетным. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают. Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Из моего опыта работы я вижу, что в  настоящее время наблюдается не простая  ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

-Ухудшение состояния здоровья детей;

-Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

-Снижение уровня речевой культуры;

-Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

Целью познавательно-речевого развития является:

-Всестороннее развитие личности ребенка,

-Приобщение к общечеловеческим ценностям,

-Формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Основной формой обучения является не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы.

Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах:

1. Общение: неподготовленное и подготовленное.  

2. Игры.

Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

4.  Стихотворение-рифмование.

 5. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

6. Труд: трудовые и речевые действия.

7. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

В группе созданы познавательные игротеки.

Куда входят:

-картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,

-дидактические игры,

-пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем. В группе имеются настольные театры, это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников. Созданы оптимальные условия для развития у детей элементарных математических представлений, есть  уголки по познавательному развитию, предоставляющие возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Уголки содержат материалы для рисования (альбомы, раскраски, книги и альбомы (книги по математике о числах первого десятка, альбомы «Сравниваем», «Цвет») разнообразные дидактические, настольно-печатные игры (пирамидка, матрешка, «многофункциональный куб», пазлы «Подбери по форме», домино, лото, позволяющий детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

Моя задача состоит в том, что бы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка, выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявлять свою речевую активность. С целью развития творческих способностей детей, я создаю соответствующую предметно-развивающую среду, направленную на развитие речи ребёнка. Это центр речевого развития. В него входят картины, иллюстрации по темам, художественная литература, театрализованный уголок. Сделала речевые тренажёры, такие как речевые кубы, диаграммы, тренажёры на развитие дыхания, «шкатулку слов», а так же дидактические игры по развитию речи.

Главные задачи в моей работе:

-Создание условий для развития речи детей.

-Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами развития речи.

-Повышение уровня развития речи у детей.

В своей работе применяю современные технологии ТРИЗ, мнемотехнику, моделирование, здоровье сберегающие технологии, использую театрализованные игровые сюжеты, которые способствуют активизации речи.

Используя собственный опыт педагогической работы, разработала тренажёры-игрушки для развития мелкой моторики, тактильности и координации движения рук. Тактильные тренажёры – развивают тактильную память. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основная цель: развитие восприятия окружающего мира, развития воображения, фантазии, развития речи, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения. Так же использую приёмы на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминания и увеличивающий объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений - символов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование  успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей.

Для эффективной работы создала и использую тактильные тренажёры ( по всем временам года), где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты работы дошкольниками в развитии речи.

Задачи, которые помогают решить тактильные тренажеры:

    - Развивается тактильная память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребенок уже знает и помнит.

    - Развивается мелкая моторика. Использую их, как на занятиях в учебно-организационной деятельности так и в индивидуальной работе, для закрепления полученных знаний.

В своей работе я использую следующие виды тренажеров:

- “Чудесные мешочки” (различные наполнители). А также игра “Чудесный мешочек”, шнуровки, тактильные дорожки;

Тактильные тренажёры я делаю в виде кругов, круг разделён сектора, все сектора разные на ощупь с различными природными материалами (скорлупа яиц, кара и почки деревьев, перья, нитки и шнурки, тонкие веточки, семена). Все материалы сочетаются с каждым временем года. Образовательные области в которых можно применять эти тренажеры не только коммуникация, а также социум, творчество и здоровье. При составлении циклограммы я включаю  работу с разными видами тренажеров, к примеру, применяя тренажер в образовательной области коммуникация при определении времени года и погоды, я прошу ребенка найти соответствующий тренажер и на нем показать с чем у него ассоциируется сегодняшний день, при этом стараюсь расширить кругозор ребенка и обогатить его речь новыми словами, если это касается области социум, то мы вспоминаем какие праздники предстоят в этом месяце? как мы к ним готовимся? как готовится его семья? 

 Практика моей работы показывает, что в качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать игровое пособие "Речевой куб". Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиями "слово", "текст", научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. "Речевые кубы" представляют собой кубы разного размера, и разного цвета, изготовленные из картона и обклеенные цветной плёнкой. На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей словарного запаса, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Картинки и схемы на гранях кубов меняются по мере усвоения данного материала. Данное пособие можно использовать в работе с детьми с 3 лет. Кубы могут использоваться:

-на занятиях по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром и обучение грамоте, индивидуально вне занятий, в самостоятельной деятельности детей.

Диагностика раздела "развитие речи" показала, что у детей недостаточно развит грамматический строй речи, что негативно влияет на общее состояние связной речи. Дети затруднялись в употреблении падежных окончаний, изменения слова в роде, числе, падеже, использовании предлогов, приставок; недостаточно развит был словарный запас, что существенно отражалось на составлении детьми описательных, сюжетных рассказов, рассказов из личного опыта. Были изготовлены следующие кубы: "Предлоги", "Сосчитай-ка", "Новое словечко", "Сочиняй-ка", "Приставки".

При формировании лексико-грамматического строя речи можно использовать кубы "Предлоги", "Сосчитай-ка", "Новое словечко", "Приставки". Куб "Предлоги" помогает освоить применение определённого предлога к предмету и научиться правильно применять их в своей речи. Пример: Ребёнок должен положить игрушку по отношению к предмету так, как показывает схема на каждой грани куба (на, над, под, за, к, в). Другой вариант: Ребёнку предлагается сюжетная картинка, он должен подобрать схему, которая соответствует данному предмету или объекту (ёжик бежит по тропинке, лиса спряталась за деревом, медведь сидит в кустах, волк сидит около ручья).

Куб "Приставки" способствует умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками с помощью схемы на каждой грани куба. Пример: Ребенок, переворачивая куб, должен с помощью игрушки или сам выполнить действие по схеме (Собака подбежала, перебежала, забежала, отбежала, выбежала, убежала).

Куб "Сосчитай-ка" помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. Для этого на гранях куба изображены предметы (от 1 до 6). Пример: Дети, по очереди переворачивая куб, называют сколько предметов им выпало. Например: "У меня два шарика". Другой ребёнок: "А у меня пять машин".

Куб "Новое словечко" многозначный. Его можно использовать для игр "Один-много" (образование множественного числа существительного), "Назови ласково" (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов), "Назови какой, какая, какие" (согласование существительных в роде, числе, падеже), "Чей, чья" (образование относительных прилагательных)

При обучении связной речи яприменяю в работе над всеми видами связного высказывания куб "Сочиняй-ка". На каждой грани куба располагается схема описания предмета или предметные картинки или серия сюжетных картинок. Вращая куб в разные стороны, с опорой на наглядность, ребёнок учится передаче события при помощи заместителей; овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; формировать умение создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями; обучению составлять рассказы-описания, описательные рассказы, творческие рассказы, небольшие пересказы.

Использование "Речевых кубов" в своей практике позволили мне достичь успехов в развитии импрессивной стороны речи детей, побуждая к активному участию каждого ребёнка. Дети научились высказывать своё мнение, сравнивать, обобщать. У них значительно обогатился словарный запас, закрепились навыки словообразования и словоизменения, умение использовать в речи различные конструкции предложений, связно, последовательно составлять рассказы, пересказывать текст.

Для повышения эффективности работы по развитию речи с детьми, мною было разработано дидактическое пособие «Чудесный куб».

Данное пособие я использую и для составления творческих рассказов, сказок, обыгрывания различных сюжетов. Детям предлагается самостоятельно выбрать необходимые атрибуты, расположить их на панно и рассказать, почему, например, медведь зимой гуляет по лесу (Он проснулся, чтобы увидеть снег и встретить Новый год.Как же он будет к нему готовиться?) или обыграть сказку «Теремок», «Лиса и заяц» и т.д.

При составлении картины ребенку многократно приходиться прикреплять и снимать атрибуты, что способствует развитию сенсорных ощущений и мелкой моторики, стимулирует развитие речи и творческие способности детей.

Применение данного пособия повышает интерес детей к занятиям, развивает эмоциональную сферу и приводит к положительным результатам в работе по коррекции речи.

Результатом моей целенаправленной и систематической работы в течение трёх лет, стало повышение уровня развития речи детей: дети научились использовать в речи грамматически правильно оформленные предложения, самостоятельно пересказывать литературные произведения, соблюдая логическую последовательность, выдерживая структуру, содержание текста; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, научились точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предмета; сочинять сюжетные рассказы из личного опыта. Существенные изменения обнаружены в содержании высказываний детей. Также развивается мелкая моторика, развиваются психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие), значительно развивается умственная активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций – владение устной коммуникации, так необходимо для адаптации их в современном информационном обществе.

 

Литература:

 

1. Внедрение ТРИЗ – РТВ в практику обучения и воспитания дошкольников. Обнинск, ООО «Росток» , 1998г.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.

3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.

4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003

6. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.,Просвещение, 1981

8. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.

9. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9