Актуальность проблемы. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема образования дошкольников- это потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается колличество детей, которые не хотят идти в школу; положительная мотивация к занятиям пошла вниз, успеваемость детей падает.
Система образования в детском саду в современности ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с дошкольниками. Реагируя на все перемены требований социума и условий, дошкольная педагогика создает новые подходы к обучению и воспитанию дошкольников. Педагоги, при выборе новых образовательных программ, обращают в первую очередь внимание на результативность. Так как технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, который построен по технологическим принципам) должны быть высоко эффективными, педагоги стремящиеся повысить качество воспитания и обучения, все лучше включаются в поиск, внедрение и освоение педагогических технологий в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений. В настоящей образовательной практике возникают вопросы: «Как повысить эффективность образовательного процесса?», «Как гарантировать достижение результатов воспитания и обучения?».
Тема работы: педагогические технологии и их эффективное использование в дошкольном учреждении.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Современные инновационные технологии в дошкольном образовании рассматривались многими авторами: Малаховой Н. Д., Моисеевой А. М., Лазаревым В. С. Педагогическая инновация - внедрение в государственную образовательную среду новизны, которая улучшают систему в целом. Во внедрении инноваций происходит творческое переосмысление методик и программ это определяет главную особенность технологии.
Каким образом инновации появляются в дошкольном воспитании?
- В научных исследованиях;
- Благодаря необходимости применения инноваций в начальной школе и дошкольных учреждениях;
- Появляются в результате вариативного творчества воспитателей;
- Возникают из-за большого желания родителей раскрыть потенциал ребёнка и наблюдать положительную динамику развития.
Инновационные методы обучения, осуществляемые в детских садах
не являются абсолютно новыми и универсальными технологиями для педагогов. Это лишь эффективные способы применения традиционных методов воспитания, дополненные и улучшенные современными исследованиями.
Использование современных образовательных и педагогических технологий в детском саду должно удовлетворять таким критериям технологичности, как:
- Концептуальность научная концепция, включает в себя обоснование достижения образовательных целей);
- Системность (целостность, перечень взаимосвязей всех частей системы, целогистика);
- Управляемость (целеполагание, проектирование модели обучения, коррекция результатов, пошаговая диагностика, составление планов и отчетов) ;
- Эффективность (рассматривается оптимальность затрат и гарантию достижения поставленных целей) ;
- Воспроизводимость (имеется специфика педагогической технологии и возможное ее воспроизведение в новом месте).
Современные образовательные технологии:
- Инновационные технологии в области физического воспитания и здоровья (здоровьесберегающие)- это все технологии, которые относятся к воздействию на здоровье ребенка на любом уровне (энергетическом, информационном, психологическом). Цель - сохранение здоровья дошкольника и формирование у него всех необходимых учений и навыков, для поддержания здорового образа жизни.
- Интерактивные. За счет того, что детей «приносят» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт. Это могут быть наблюдения, проведения опытов, беседы.
- Информационно-коммуникационные. В этой технологии образование включает в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать тематические фильмы и мультфильмы, презентации, иллюстрации), планшет и компьютер.
- Личностно-ориентированные. В этом случае в центр системного образования ставится личность дошкольника, вне зависимости от его возраста. Нужно обеспечить дошкольнику комфортные условия, для безопасного и спокойного развития и полной реализации его потенциала.
- Игровые технологии строятся как комплексное образование, которое захватывают небольшую часть учебного процесса и объединенное общим сюжетом. Примером служат игры, направленные на формирование умений выделять признаки предметов и сравнивать их между собой.
- Технология «ТРИЗ» и другое.
Интерактивные технологии воспитания:
Еще более важным моментом является умение проявлять способности коммуникации. Тут незаменимыми будут интерактивные технологии обучения.
Обучение дошкольников средствами интерактивной методологии включает способы: викторина, дискуссия, реклама, деловая игра, мозговой штурм, дебаты и многое другое. Сегодня же мы обратим особое внимание на два последних активных коммуникационных метода обучения.
Организация интерактивного занятия у дошкольников будет гораздо более эффективной, если все будут в нем участвовать, каждый автор внесет свой небольшой вклад, будет стараться для общего блага. Эти методики учат активно взаимодействовать, работать в коллективе, познавать мир не только из рассказов взрослых, но и своих сверстников, а это ещё и учит толерантности, порождает начальный интерес принятие другой позиции и чужого мнения.
Интерактивные методы обучения, применяемые в ДОУ
Дебаты — один из популярных методов решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в детских садах, но сегодня этот инструмент используется с большим успехом.
Суть в том чтобы ребята по очереди высказали свое мнение по определенной проблеме, а после ответили на все вопросы сверстников.
Так можно услышать много разных мнений, выбрать самые интересные высказывания.
Пример:
- Постановка вопроса — у воспитателя заболел котенок.
- Дети по очереди предлагают пути лечения, давать витамины, привести к ветеринару, сделать укол, найти ему друга, повести на прогулку, одеть носочки и т. д.
- Дети определяют, чем болен котенок.
Как интерактивное занятие, дебаты - это, в первую очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе взаимодействия в коллективе. Ребенок начинает понимать, что социализация важна, что положение в обществе также имеет значение, и что наиболее весомые предложения исходят от самых общительных детей.
Следует обратить внимание, во время дебатов ребята учатся не только беседовать, но и задавать вопросы правильно, отвечать на них, а ещё и говорить уверенно и четко, не боясь публики, коллектива и осуждения.
Здоровьесберегающие технологии:
Технологии здоровьесбережения это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на улучшение и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду. Использование данных технологий имеет направленность с обеих сторон;
- формирование у детей основ валеологической культуры, т.е. научить их заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в дошкольном учреждении без негативного влияния на здоровье.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду отлично сочетаются с традиционными методами и формами в педагогике, различными способами дополняя осуществления оздоровительной работы. Такие технологии решают целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, в детских садах используют различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (организация питания, контроль качества, санитарно – гигиеническая работа, профилактика многих заболеваний, организация специализированных коррекционных групп, противоэпидемиологическая работа, контроль состояния здоровья детей, проведение медосмотров и т.д)
- физкультурно-оздоровительные (организация прогулок, процедуры закаливания, валеологические занятия, спортивные мероприятия, проведение подвижных игр и т.д)
- валеологическое образование родителей (обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры, мотивация родителей к ведению ЗОЖ);
- валеологическое просвещение воспитателей (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее обучение детей (формирование валеологических навыков и знаний).
Реализация всех указанных видов технологий здоровьесбережения связывают основные факторы, которые влияют на здоровье дошкольников.
Игровые технологии:
Игровые технологии —это фундамент всего дошкольного образования. Личность ребенка выводится на первое место и все дошкольное детство должно быть посвящено играм.
Игры имеют множество обучающих и познавательных функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые:
- выделяют характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
- обобщают предметы по определенным признакам;
- учат дошкольника отделять реальное от вымысла;
- развивают быстроту реакции, смекалку, воспитывают общение в коллективе,
Цель игровой технологии – не переделывать ребенка, не менять его, не учить каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность проиграть по настоящему, чтобы обратить его внимание на сопереживание взрослого.
Целевые ориентации игровых технологий:
- дидактических (формирование определенных навыков и умений, которые необходимы в практической деятельности, познавательная деятельность, расширение кругозора, развитие трудовых навыков);
-развивающих (развитие внимания, мышления, памяти, речи, фантазий и воображения);
-общительности, коллективизма, воспитание сотрудничества, формирование нравственных, мировоззренческих и эстетических позиций, воли и самостоятельности;
-социализирующих ( приобщение к ценностям и нормам общества; обучение общению, адаптация к условиям среды, и др.)
Реализация игровых ситуаций и приёмов в процессе образования происходит по следующим основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в практику вводится элемент соревнования, переводящийся дидактическую задачу в игровую;
• успех выполнения дидактического задания связывается с результатом игры.
Литература:
Основная:
1. Виноградова Н. А, Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду /Пособие для воспитателей – М., 2008
2. Пяткова Л. П. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности – Волгоград: Учитель,2013. – 175с.
3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – Москва: АРКТИ, 2005г.
4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Методическое пособие – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 67с.
Дополнительная:
1. Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.
2. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. А. Венгер, М. О. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989.
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 1988.
4. Дьяченко, М. О. Чего на свете не бывает [Текст]/ М. О. Дьяченко, Е. Л. Агеева. – М. : Просвещение, 1991.