Современному дошкольному образовательному учреждению в условиях обновленного содержания образования и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Метод проектов – это инновационная образовательная технология, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей с целью получения определенного результата.
Эта технология интересна и полезна не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным.
Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. В переводе с греческого проект – путь исследования.
В настоящее время проектная деятельность органично входит в дошкольное образование. В соответствии с возрастным особенностям дошкольников определена деятельность педагогов ДО по развитию проектной деятельности. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проекты в детском саду могут быть:
• Творческие (оформление результата в виде детского праздника),
• Информационные (дети собирают и ее),
• (с элементами игр, дети в персонажей сказки, решают по поставленные проблемы),
• Исследовательские (дети экспериментируют, а результат в виде буклета, презентации, слайдов, макетов и т.д.).
Выделены три этапа в проектной у дошкольного возраста:
Первый этап –подражательно-исполнительский, реализация возможна с 3–5 лет. На этом дети в проекте «на ролях», действия по предложению взрослого или путём ему, что не природе ребёнка; в этом ещё потребность и положительное отношение к и ему.
Второй этап – развивающий, он для детей 5 лет, уже опыт совместной деятельности, могут согласовывать действия, друг помощь. Ребёнок уже реже обращается к с просьбами, организует деятельность со сверстниками. У развиваются и самооценка, они достаточно объективно как поступки, так и сверстников. В этом дети проблему, цель, выбрать необходимые для результата деятельности. Они не только проявляют участвовать в проектах, взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он для 6 лет. очень на этом развивать и творческую активность детей, условия для определения детьми цели и предстоящей деятельности, способов над проектом и организовать её.
Виды проектов в ДО:
*По количеству:
- индивидуальные
- групповые
*По содержанию:
- Монопроекты (одна образовательная область)
- интегративные (две и более образовательные области)
*По продолжительности:
- краткосрочные (1-4 недели)
- среднесрочные (до 1 месяца)
- долгосрочные (полугодие, учебный год)
*По доминирующему виду проектной деятельности:
- игровые
- информационные
- исследовательские
- творческие
Этапы работы над проектом:
Первый этап– Выбор темы.
- постановка цели, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлечение дошкольников в решение проблемы;
- составление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
- обсуждение плана с семьями на родительском собрании;
- консультация со специалистами ДО;
- составление плана- схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями);
- сбор информации, материалов;
Второй этап– Реализация проекта
- занятия, игры, наблюдения, поездки(мероприятия основной части проекта),
- домашние задания родителям и детям;
- самостоятельные творческие работы детей и родителей(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)
Третий этап– презентация проекта.
- организация презентации проекта (праздник, занятие, досуг), составление книги, альбома совместно с детьми;
- подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании; обобщение опыта работы).
Четвёртый этап– рефлексия.
Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс и нашего детского сада. Мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста: наблюдаются позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
«Метод проекта» дает возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
В практике нашего детского сада используется тематическое планирование. Темы многих проектов, реализуемых в ДО, сочетаются с темами, предусмотренными программой (Например: проект «Достопримечательности Павлодара», «Птицы-наши друзья», «Растения родного края», «Семейное древо» и многие другие). Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
Проектная деятельность реализует интересы и потребности ребёнка,способствует личностному развитию ребёнка, раскрывает его индивидуальность.
Литература:
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду».
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
- Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
- Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» и др.