Марина Викторовна Рафальская
Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
«Критерийлерді бағалау метапәндік құзыреттілікті қалыптастырудың ынталандырушы факторы»
«Критериальное оценивание как мотивирующий фактор формирования метапредметной компетентности»
Актуальность изучения процесса оценивания определяется многими причинами. В различных исследованиях доказано, что отсутствуют четкие, научно-доказанные положения, которыми могли руководствоваться учителя при оценивании учащихся. Таким образом, наблюдался произвольный характер в выставлении оценок учащимся, что ставило обучающихся в незащищенную позицию и у учащихся формировался либо заниженная, либо завышенная самооценка.
Успешность жизнедеятельности человека зависит от многих факторов: знаниевых (объем воспроизводимого материала), психологических (мотивации, личностных особенностей учащихся), педагогических (отбор методов и подходов), эмоциональных (уровень тревожности), гуманных (однозначных, конкретных, четких, строгих, гибких подходов) и т.д. Каждый фактор является дополнением к другому фактору при процессе оценивания. Нельзя проводить оценивание только знаниевых или педагогических факторов, т.к. другие факторы также могут повлиять на результаты обучения или оценивания.
Тема основывается на трех понятиях: критериальное оценивание, мотивация и метапредметная компетентность.При определении и использовании структуры оценивания необходимо подумать, что необходимо оценить: цели или навыки обучения. Например, в цели «понимать основную и детальную информацию текста, высказывая критическое отношение к услышанному», важно развитие критического мышления или умение демонстрировать понимание информации? При оценивании цели или навыка обучения данные процессы могут быть ненаблюдаемыми в отношении т ого, что происходит в мыслях учащегося, т.к. невозможно увидеть работу мозга.Результатом метапредметного обучения является уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
В своей работе по формированию метапредметной компетентности через задания для оценивания я придерживаюсь следующего алгоритма.
Обзор программы - выбор целей – определение критериев и уровней мыслительных навыков – формулировка задания – подбор контента- разработка дескрипторов или модели ответа. Например, при обзоре Программы для формирования мышления ребенка, в том числе и критического мышления и отбираю следующие цели:
7.3.3.1 - представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм
9.1.5.1 - участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы.
9.1.4.1 - прогнозировать содержание по началу либо финалу текста
В качестве основы для диагностики я взяла модель диагностической работы для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся из диссертации Казаковой Ю.О. Наблюдаемые учебные действия: 1.Извлечение и синтез информации 2.Творческая интерпретация 3.Определение основной мысли несплошного текста 4.Определение основной мысли на основе структурных элементов 5. Прогнозирование текста 6. Понимание сплошного и несплошного текста 7.Понимание открытой и скрытой информации 8. Монологическая речь 9.Ведение диалога 10.Ведение полемики 11.Написание аргументированного эссе 12.Написание творческой работы, синтез двух текстов 13.Определение стиля, типа, жанра. За период с 2018 по 2020 год повысилась самооценка следующих метапредметных способностей: мышления (умение делать выводы, обобщать, сравнивать и оценивать информацию с разных сторон), понимание (как сплошных, с которыми работали по старой программе, так и несплошных текстов), улучшились коммуникативные способности (умение задавать вопросы, формулировать свои мысли). На 10 процентов улучшилось умение рефлексировать. 80% могут применять знания на практике при решении конкретных задач.