Размер шрифта:
↑Наверх
ВЕБ-САЙТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙГОРОДА ПАВЛОДАРА
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000, г. Павлодар, ул. Кривенко, 25
32-21-67
телефон доверия/Call-центр
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
Аналитика сайта
За год
За месяц
За неделю
Вчера
КГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21» г. ПАВЛОДАР
07-10-2022 10:00
КГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 21» г. ПАВЛОДАР

Жанар Аманқызы Алпыспаева

 

Бастауыш сынып мұғалімі

 

«Бастауыш мектептегі әдебиеттік оқу сабақтарында

оқу сауаттылығын қалыптастыру»

 

«Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»

 

Представленный опыт работы посвящен вопросу по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной   школе с применения технологии развития критического мышления – ТРИЗ.

«Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной   школе». Предполагаю продуктивным использовать ТРИЗ - технологию в решении задач литературного образования младших школьников.  Литературное  чтение – один из важнейших предметов в системе начального школьного образования. В нём сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты.

 Цель: определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.

Задачи: развивать  потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм классной и внеклассной деятельности;

- развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

Развитие критического мышления у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения  для формирования читательской грамотности. 

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь  начальной школы?

Данную работу я провожу поэтапно:

Задачи 1 этапа. Научиться находить и разрешать противоречия между явлениями и объектами, развивать системное мышление, то есть видеть взаимодействие всех компонентов вокруг них.

Задачи 2 этапа. Научите детей исследовать новые свойства и качества вещей: новую игрушку, особое платье, подарок и т. д.

Задачи 3-го этапа. Решайте сказочные задания и придумывайте новые сказки.

Задачи 4 этапа. Научить детей справляться с различными сложными ситуациями. Данные задачи будут решаться во время игры, в игровых упражнениях, которые останутся в подготовленных для вас воспоминаниях.

Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:

-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);

-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);

- готовность к планированию;

-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);

-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.

В результате работы большинство учащихся начальных классов научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу задавая вопросы.

Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ.

Качество знаний и успеваемость учащихся начальных классов в процессе обучения по предмету «Литературное чтение» имеет положительную динамику, в разрезе 3-х лет. Применению технологии развития критического мышления через  использование приемов критического мышления ТРИЗ, «Кубик Блума», «Таксономия Блума» на уроках литературного чтения представлен в разрезе 3-х лет.

Формы урока в приемах ТРИЗ, «РомашкаБлума», «Кубик Блума» отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая.

Приёмы, которые более успешно нравятся детям, это  «Системный оператор».

Системный оператор развивает у ребенка «навыки системного анализа, системного мышления, мультидисциплинарного мышления».

Тема урока: В. Драгунский «Друг детства». С. Михалков  «Как друзья познаются».

Работа в группе метод «Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца. Была разработана «Тетрадь тренажёр по литературному чтению» по методике ТРИЗ.

Результативность деятельности проявилась  в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед.