Мюсель Яна Александровна
Бастауыш сынып мұғалімі
«Бастауыш сыныпта сабақта театрландырудың элементтерін қолдану арқылы коммуникативтік құзыреттілікті қалыптастыру»
«Формирование коммуникативной компетенции посредством применения элементов театрализации на уроках в начальной школе»
В материалах обобщения педагогического опыта представлены результаты исследования по теме «Формирование коммуникативной компетенции посредством применения элементов театрализации на уроках в начальной школе».
Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в кружке, школьном театре.
Процесс общения - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание себя посредством других людей. Как полагал Л. С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.
Есть дети, которые плохо понимают чужую речь. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих ощущений, нужд. Репертуар их мимических, пантомимических действий крайне ограничен, возможность улавливать и дифференцировать эмоции собеседника, далеки от нормы. Известно, что само по себе накопление новых слов и выражений не ведет к заметному улучшению активной лексики таких детей. Их пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый, неустойчивый интерес к окружающему тормозят процесс активизации диалогической речи.
Выше высказанное заставляет задуматься о средствах стимуляции навыков общения. Игра для ребенка – младшего школьника самый простой и естественный способ побуждения к общению.
Сегодня, когда родители не имеют возможности не только играть, но и просто побеседовать с ребенком, остро встает вопрос об организации игровой деятельности детей.
Довольно сложно решить все эти задачи сразу. В моем классе это решается через театрализованную деятельность, как – представлено в практической части и приложении работы.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты