Лебедева Галина Степановна,
басшы /руководитель
Жигалова Ольга Николаевна,
әдіскер /методист
«Мектепке дейінгі мекеме жағдайында балаларға экологиялық білім беруді инновациялық педагогикалық қамтамасыз ету моделі»
«Модель инновационного педагогического обеспечения экологического образования детей в условиях дошкольного учреждения»
В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение, ее достижения успешно применяются в разных сферах.
Экологическое состояние нашей страны и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В этой связи проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДО. Поэтому мы работаем над проектом: «Модель инновационного педагогического обеспечения экологического образования детей в условиях дошкольного учреждения».
Основной идеей развития детского сада является создание условий для реализации задач экологического развития дошкольников.
Учитывая актуальность темы, мы сформулировали цель проекта: построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений, обеспечивающей оптимальные условия для перехода на новый более высокий усовершенствованный уровень работы по экологическому воспитанию детей с учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей.
Модель складывается из трех блоков.
1. Блок «Условия реализации» педагогического обеспечения экологического образования дошкольников включает в себя работу с педагогами по повышению экологической компетенции. Проводятся тренинги, семинары-диспуты, мастер классы, совместные экологические проекты и акции. Помимо школ города, мы сотрудничаем с детско-юношеским центром экологии и туризма, педагогическим колледжем им Б.Ахметова. Много сделано для обогащения эколого-развивающей предметно-пространственной среды как на территории детского сада, так и внутри.
Экологизация различных видов деятельности проходит через авторские программы наших педагогов, такие как: «Экотеатр»; «Юный метеоролог».
2. Следующий блок структура педагогического обеспечения экологического образования детей в условиях дошкольного учреждения. Экологизация образования проходит через все виды деятельности.
Одной из важнейших задач нашего детского сада является охрана и укрепление здоровья детей. В этой связи актуальным является ведение эколого-оздоровительной работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности.
Предметно-пространственная среда в нашем детском саду ориентируется на зону «ближайшего развития», т.е. содержит предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению.
3. блок «Система мониторинга экологического образования педагогов и детей».
Все компоненты образования направленны на формирование нового сознания дошкольника, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Выполняя все этапы предложенной модели инновационного педагогического обеспечения экологического образования детей в условиях дошкольного учреждений позволило нам прийти в следующим выводам:
-в дошкольной организации сформировано единое образовательное пространство, определена действующая модель устойчивого развития учреждения, которая обеспечивает повышение статуса экологического образования и воспитания детей;
-в дошкольной организации у детей расширятся и систематизируются знания, которые в дальнейшем станут основой для формирования экологической культуры и осознанного отношения к окружающему миру. Сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; повысится познавательный интерес к окружающему миру; гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; первоначальные системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы);
-педагогический коллектив имеет достаточно высокий уровень педагогического мастерства, профессиональной компетентности, владеет современными образовательными программами и технологиями по экологическому воспитанию детей;
- сформирована система партнерских взаимоотношений дошкольной организации с семьёй.