Главная тенденция развития современного образования – его гуманизация. Основополагающими задачами остаются фундаментализация и гуманитаризация образовательного процесса как основы творческого саморазвития, самореализации конкурентоспособного выпускника школы.
Это требует создания условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий с учетом наклонностей и способностей каждого ребенка.
Использование для достижения этих целей традиционных дидактических средств оказывается малоэффективным и невсегда программируют логические действия анализа и синтеза знаний.
Дидактические характеристики многомерных инструментов позволяют оснастить учебный материал инструментами учебной деятельности, усилить научно-познавательный, воспитательный и дидактический потенциал учебного предмета, инициировать самообучение и развитие креативно-технологического мышления.
Для решения выше названных задач методическим кабинетом отдела образования города Павлодара (зав. кабинетом Нурахметова Ш. С.) проведен традиционный конкурс «Лучшее методико- дидактическое пособие».
Особенность нынешнего конкурса в том, что возросло количество участников (2010г- 150, 2011г- 163), к награждению представлено 66 работ конкурсантов.
Содержание конкурсных материалов позволило полнее представить потенциальные возможности соискателей и увидеть кропотливую повседневную работу учителя.
Учительский конкурс пособий не только открыл новые имена, но и подарил всем нам удивительные встречи с людьми неравнодушными, беспокойными, ищущими, беззаветно любящими свою профессию.
Весьма отрадно, что среди финалистов конкурса учителя города: их всего 59 (начальной школы - 6, казахского языка- 11, истории - 6, иностранных языков- 8, физической культуры -3, математики- 3, физики-3, технологии- 5, черчения -1, экономики- 1, химии -1, информатики-1, географии-1, биологии-3, русского языка-3, музыки - 3).
Конкурс проходил по 17 – ти школьным предметам. Направления представленных работ многомерны, где учителя через свои конкурсные работы старались объединить образный и вербальный языки мозга для целостного отображения действительности в образах – моделях представления знаний о преподаваемых предметах. Большую активность в этом конкурсе проявили учителя школ: № 36 (директор Качура Т.Н.), которые представили 22 работы и №34 (директор Сипий Ю.И.), которые представили 21 работу.
Таким образом, важнейшая задача образования в контексте инструментальной дидактики – одновременное формирование учебных умений учащихся, способов моделирования и выполнения аналитической деятельности, что возможно при условии включения в учебную деятельность дидактических средств инструментального типа.
Наш конкурс самобытен, но есть в нем нечто общее с состязанием скрипачей, пианистов … конечно же, там свои правила игры. Но и там, и в нашем конкурсе побеждают лучшие из лучших.
Главное в конкурсах - глубина чувств учителя, умение его передать, дополнить своим «я» и осмыслить, с точки зрения, компентностной педагогики, достижений психологии, менджмента, определяя своё место и роль в осуществлении изменений и преобразований учебного процесса.
Компетентностная педагогика не стоит на пороге наших школ – она входит в них через творчество и поиск учителя.
Желаем нашим учителям новых удач!
Ш.С.Нурахметова, зав. методическим кабинетом
отдела образования города Павлодара,
А. М. Жумурбаева, методист отдела образования