ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БЕРУ МЕКЕМЕЛЕРІНІҢ ВЕБ-САЙТТАРЫ
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000 Павлодар қ., Кривенко көшесі, 25
32-21-67
сенім телефоны/Call-орталық
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
Сайттың аналитикасы
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
Пути реализации Государственной программы развития образования в учреждениях образования города Павлодара в условиях модернизации
24-08-2011 12:50

 

Пути реализации Государственной программы развития образования в  учреждениях образования города Павлодара в условиях модернизации

           

       

Бүгінгі тамыз мәжілісі    тәуелсіздігіміздің  20 жылдық мерей тойымен орайлас келіп отыр. 2011 жылғы тамыз мәжілісі Республикамыздағы жаңа білім сапасына қол жеткізетін өзіндік сипаты бар шартты қадамдардан тұрады және оның стратегиясы мен әдістерін меңгеру бүгінгі күннің басты мәселесі.

Қазақстан Республикасының Президенті өзінің 2011 жылғы «Болашақтың іргесін бірге қалаймыз!» атты Қазақстан халқына Жолдауында: «Сапалы білім беру Қазақстанның индустриалдық-инновациялық дамуының негізі болуы тиіс», - деп атап өтті. Бұл маңызды мәселені түйсіну Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың 2011-2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасында айқын көрініс тапты.

Соңғы бес жылда үкіметіміз білім беру мәселесіне басым көңіл аударып отыр. Еліміздің нығаюын, халықаралық  қоғамдастықта  абыройлы болуын көздеп, білім беру жүйесіне сапалы өзгерістер енгізіп жатқанын көріп отырмыз. Бүгінгі дәстүрлі тамыз баяндамасында білім беру саласының сараптамасымен бөлісіп қана қоймай, қоғамның игілікті келешегі үшін, мемлекетіміздің өркендеуі мен отбасының кемелденген болашағы мәселесінде сөз қозғап, оның шешу жолдарын табуымыз керек.

 

    Образование - сфера общественной жизни, в которой пересекаются интересы всех ее субъектов, начиная от государства и заканчивая каждым отдельным человеком. Участие в деятельности по выявлению потребностей членов сообщества в повышении уровня образования и  их удовлетворение за счет имеющихся ресурсов для улучшения качества жизни является правом и обязанностью каждого гражданина.
Казахстанское образование в рамках политики  модернизации находится на этапе поиска новых моделей организации учебно-воспитательного процесса, призванных обеспечить подготовку подрастающего поколений к жизни в условиях демократического государства, динамично развивающейся наукоемкой экономики, информационных технологий. 

Реализация данных задач требует объединения усилий педагогической и родительской общественности, бизнес-структур и неправительственных организаций, их активного взаимодействия, превращения образования в ресурс укрепления демократии и становления гражданского общества.    

На предстоящее десятилетие главный вектор изменений в нашей сфере деятельности задан Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Основа её содержания, «сверхзадача» в том, чтобы выйти на принципиально новый уровень качества на всех уровнях образовательного процесса.

Проверка и оценка качества образования могут быть объективными только за пределами нашей сферы. Можно утверждать, что субъектом такой оценки является само общество в лице детей, их родителей, а одним из весомых критериев этой оценки является степень удовлетворенности населения образованием. В данном контексте качественное образование можно рассматривать как показатель  благосостояния граждан. Поэтому семья, школа, общество   призваны взаимодействовать во благо будущего нашего независимого государства.

В целях  реального  взаимодействия и взаимовлияния всех заинтересованных в совершенствовании  системы образования сторон МОН внедрена национальная система оценки качества образования (ОСОКО). Открытые доклады учреждений и отделов образования, рейтинговая оценка их деятельности  должны способствовать  повышению качества образования и его конкурентоспособности.

       Стратегия инновационного развития города Павлодара направлена на развитие интеллектуального ресурса. Создана эффективная инфраструктура, обеспечивающая качество  образования. Она  представлена 125 государственными  и негосударственными организациями    образования, реализующими программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего и дополнительного образования. Всего организованным обучением и воспитанием охвачено 48420 детей и подростков.

Увеличивается финансирование системы образования города, позволяющее  проводить масштабные изменения  в направлениях  обеспечения доступности образования на всех уровнях, укрепления  материально-технической  базы, создания  условий для эффективной инновационной деятельности учреждений, развития сети дошкольных организаций разных видов, совершенствования системы воспитания и социальной защиты детей и системы работы внешкольных организаций.

В рамках реализации Программы «Балапан» в сфере дошкольного образования наблюдается тенденция активных инновационных преобразований: совершенствуется законодательная база, регулирующая социальную поддержку граждан, становится более современной материально-техническое оснащение, приняты нормы, обеспечивающие полноценное развитие дошкольного детства, создаются новые виды дошкольных организаций, позволяющие обеспечить вариативность педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы современных родителей.

Сегодня 74 % детей в возрасте от 2 до 6 лет посещают дошкольные организации, что намного выше общереспубликанского показателя.   Охват дошкольников    4-6 лет составляет 100%, 3 лет -70%.

Отделом образования ведётся определённая работа по возврату зданий бывших детских садов для использования их по назначению.  С 2009 года по настоящее время в городе возвращены и восстановлены 16 зданий бывших детских садов и часть здания действующего детского сада. С целью уменьшения дефицита мест в детских садах Усольского микрорайона санаторный ясли-сад № 5 перепрофилирован в общеразвивающий детский сад. Целевой индикатор Стратегического плана отдела  образования города в две тысячи одиннадцатом году – 77%. Предусмотрено дальнейшее расширение сети детских садов. В рамках реализации республиканской  Программы «Балапан» до конца текущего  года будут завершены ремонтно-восстановительные работы ещё 4 зданий бывших детских садов.

Следует отметить особое внимание и поддержку акимата города и области в решении проблем расширения сети дошкольных учреждений

В целях  обеспечения детям равных стартовых возможностей в получении образования  проводится определенная работа  по расширению  сети  коррекционных дошкольных учреждений. В течение учебного года более 1000 детей имеют возможность пройти полный бесплатный курс лечения и оздоровления в санаторных детских садах для тубинфицированных и тубвиражных детей. Один из  4-х введенных в первом полугодии 2011 года в эксплуатацию садов открыт как детский сад комбинированного типа, где наряду с двумя общеразвивающими открыты две логопедические группы.

         Ведется системная работа по удовлетворению потребности родителей в обучении и воспитании  детей на государственном языке. Анализ охвата дошкольным образованием детей на государственном языке свидетельствует:  за два последних года на 39 % увеличилось количество детей в садах и группах с казахским языком обучения и воспитания.

       Со стороны родителей других национальности мы находим понимание в потребности  изучения государственного языка. Сегодня 675 детей (2010 год – 566) некоренной национальности  посещают группы с казахским языком обучения и воспитания, что составляет 11 % от количества детей, посещающих группы с казахским языком обучения и воспитания. 

Вместе с тем проблема обеспечения детей дошкольными учреждениями остается. Несмотря на то, что на начало нового учебного года отделом образования выданы 4200 путевок, 5000 детей ожидают своей очереди.

Министерство образования, выделяя эту проблему как одну из самых сложных в республике,  предлагает в качестве альтернативы стимулировать открытие частных и семейных детских садов и мини-центров. Однако опыт показывает, что негосударственные сады без финансовой поддержки государства не выживают, так как родители по большей части не в состоянии в полном объеме оплачивать расходы на содержание детей. Полное содержание ребенка в месяц составляет примерно около 25 тыс. тенге, тогда как в государственных садах  - размер родительской оплаты  7-8  тысяч тенге.  Программой «Балапан» предусмотрена  поддержка частных  поставщиков  в сфере дошкольного образования.   Сегодня в   3  частных мини-центрах  уже размещен госзаказ  на  130 детей. Работа в данном направлении  будет продолжена.

В связи с интенсивным развитием сети дошкольных учреждений наблюдается приток молодых педагогов, поэтому остро стоит вопрос дефицита кадров высокого уровня квалификации для дошкольных учреждений. Несмотря на то, что образовательный уровень педагогических работников характеризуется ежегодным увеличением количества специалистов,  имеющих высшее образование, имеет место снижение показателей  качественного уровня педагогических кадров ДДУ  с высшей и первой категориями.

Работа по повышению качественного уровня педкадров  ДДУ  требует системного решения. Это задача руководителей  учреждений и методической службы отдела образования.

Развитие системы образования, обеспечение качества учебно-воспитательного процесса невозможно без новых идей, подходов, педагогических технологий. На базе дошкольных учреждений открыты экспериментальные площадки, внедряются передовые технологии,  внедряются инновационные формы и методы воспитания и обучения.

Следует отметить работу учреждений дошкольного образования, чей труд и профессиональное мастерство на протяжении ряда лет помогает системе дошкольного образования нашего города оставаться одной из самых эффективных в стране,  успешно делиться своим опытом не только с коллегами в республике, но и за ее пределами. По итогам рейтинговой оценки педагогические коллективы яслей - садов № 96, 122,УВК-42 признаны победителями по качеству образовательных услуг.

Учреждения образования города, подведомственные отделу, в целом позволяют удовлетворить образовательные запросы родителей, учащихся, социума в условиях перехода на новую модель 12-летнего общего среднего образования.

Несмотря на некоторое снижение общего числа  обучающихся, намечается увеличение приема  в 1, 10 классы,  который составил   3499  и 1768 учащихся в 1-е и 10-е  классы соответственно.

Қаламызда Мемлекеттік тілді дамыту  бағдарламасын жүзеге асыру үшін барлық жағдай жасалып отыр.  Атап айтар болсақ жергілікті ұлт балаларының 58 % қазақ тілінде оқып жатыр, олардың  ішінде 22 % гимназиялық  сыныптарда тереңдете білім алуы - аймағымыздың дамуына қосылып жатқан қомақты үлес деп есептейміз.   Сонымен қатар биылғы оқу  жылы № 41, 43 мектептерде қазақ сыныптары ашылып, № 22 орта мектеп толығымен мемлекеттік тілге көшірілді.

Құрметті  мемлекеттік тілді оқытушы ұстаздар мен білім беру ұйымдарының  басшылары, біздің алдымызда 2011 жылы қабылданған тілдерді дамыту мен қолдану бағдарламасының басым бағыттары тұр. Тілді оқытудың жаңа және үздік инновациялық  технологияларын меңгеру - әрбір ұстаздың алғышарты болуы тиіс.  Мемлекеттік тілдің аясын кеңейту -  біздің парызымыз. Барлық ұжымдар мемлекеттік тілді жетілдіріп, насихаттап, ұлықтау мақсатында нәтижелі жұмыс жасауы қажет. Тілді қолдану барысында әрбір саланы дамытып, барлық іс – шараларды  басты назарда ұстау керек.

Непрерывное профессиональное развитие работников образования, их опережающая подготовка к внедрению обновленного содержания, инновационных технологий образования, являются одним из залогов повышения качества образования.

          Общеизвестно, что без соответствующего кадрового потенциала, без преданных делу людей никакие, даже самые смелые проекты не могут быть осуществлены. И  мы с вами являемся свидетелями кардинальных мер, предпринимаемых руководством страны для повышения статуса педагога, направленных на стимулирование качества его труда.

На протяжении последних лет отмечается положительная динамика образовательного и качественного уровня педагогического корпуса. В школах города в текущем году работало 2555 педагогов, из них 91,3 %  с высшим образованием , с высшей  и первой  категорией – 64 %. Прошли аттестацию 418 педагогических работников, из них: присвоены и подтверждены высшая категория 124, первая категория - 164, вторая - 130 педагогам.

Снижается количество учителей, не имеющих квалификационных категорий. Вместе с тем,   несмотря на то, что 60 выпускников 2010 года прибыли в школы города, проблема  привлечения и закрепления молодых кадров требует  своего  систематического решения, поскольку 42,6 % кадров школ города имеют стаж работы свыше 20 лет.

        Показатели динамичного роста числа учителей, включенных в инновационную деятельность, работающих по новым технологиям и авторским программам, свидетельствуют об их высоком творческом потенциале. Так, доля учителей, занятых в инновационной деятельности возросла с 16,5% в 2008 году  до 20,5%  в 2011.

В целях стимулирования творческой активности, формирования передового педагогического опыта отделом образования в системе проводятся конкурсы профессионального мастерства.

Позитивную роль в обновлении содержания учебных кабинетов сыграл и конкурс кабинетов гуманитарного цикла.

Для нашей сферы характерным является рост востребованности образования высокого уровня.

В целях реализации запросов родителей и учащихся получают развитие образовательные учреждения разных типов и видов. В 2010-2011 учебном году в составе 27-ми (в 2009-2010 уч. году - 22) инновационных учреждений образования города продолжают успешно функционировать школы нового типа, профильные общеобразовательные школы, экспериментальные площадки 10 школ города в направлении обновления содержания образования, перехода системы среднего общего образования на 12 – летнее обучение, введения полиязычного обучения и апробации модели школы профильного обучения республиканского, областного  и городского уровней.

Это позволяет учащимся в полной мере реализовать свои интеллектуальные запросы, способности и потребности в образовании высокого уровня. Число учащихся, занятых в инновационной деятельности,  за последние 5 лет возросло в 2 раза и составляет 31,5% всего контингента обучающихся.

Особенно  следует отметить активность в осуществлении значимых инноваций педколлектиами школ: № 9, 11, 16, 17, 24, 25, 34, 36, 39, 41, 42, Стикс.

Успешному решению задач повышения качества образовательных услуг способствует дальнейшее расширение  сети  гимназических и лицейских классов. В 27  школах города  функционирует 247 специализированных классов.

Наблюдается  тенденция ежегодного увеличения доли охвата учащихся  углублённым изучением предметов. 

Контингент в этих классах увеличился по сравнению с тремя предыдущими годами на 54,5 %, из них 34,3% - с казахским языком обучения.

Наибольшее количество классов углубленного изучения предметов в школе №12, 17, 25, 29,36.  Это позволяет педагогическим коллективам данных школ войти в число  организаций образования, способных максимально  реализовать социальный заказ общества, удовлетворить  индивидуальные потребности учащихся и их родителей.

Сохраняется тенденция  выбора предметов гуманитарного направления (76,6%).

  Однако, несмотря на положительную динамику общего количества учащихся углубленных классов гуманитарного направления, из года в год уменьшается в процентном отношении количество учеников, выбирающих предметы гуманитарного цикла на ЕНТ. Это объясняется тем, что возрастает потребность в углубленном изучении предметов естественно-математического цикла на старшей ступени школы, которые при выборе престижных в данное время профессий предполагаются для сдачи ЕНТ пятым предметом.

Слабая успеваемость отдельных учащихся старших классов, проблемы комплектования профильных классов свидетельствуют о недостаточной  профориентационной работе  с учащимися и их родителями при планировании открытия классов  повышенного уровня образования и профильных классов на основной  и старшей ступенях обучения.

Кроме того,  несмотря на ежегодное увеличение контингента  учащихся классов  с углубленным изучением предметов, потенциал обучающихся данных классов реализуется не в полной мере: высвечивается  проблема их участия  и результативности в олимпиадах: из 2500  учащихся 8-11 классов в 2011 году участвовало в городской олимпиаде только  45.

Очевидно, назрела необходимость включить в показатели рейтинговой оценки деятельности педколлективов наряду с показателями % учащихся, обучающихся в классах углубленного изучения,  результативность  их участия в олимпиадах и конкурсах.

Реализация задачи обеспечения конкурентоспособности невозможна без системной работы по выявлению и развитию детской одаренности.

И хотя в структуре учреждений образования города нет школ для одаренных детей, мы с вами хорошо помним педагогическую аксиому «все дети талантливы у талантливых учителей».

В школах города ведется целенаправленная работа, создаются условия, обеспечивающие реализацию потенциальных возможностей  способных  детей. Ежегодно в различных интеллектуальных соревнованиях школьного, городского, областного и республиканского уровней  принимает участие свыше 20000 учащихся.

Школами проводится большая работа по формированию навыков        научно-исследовательской деятельности учащихся. За три последних года наблюдается положительная динамика в развитии школьных научных обществ.

Стало традиционным и плодотворным сотрудничество в области поддержки одаренных детей с ВУЗами города: ИнЕУ, ПГПИ, ПГУ им. С.Торайгырова.

Дарынды балаларды анықтау  мен  қолдауға  бағытталған  нақты  жұмыстар  нәтижесінде  2011 жылы  республикалық  ғылыми  жарыстардың  қорытындылары бойынша № 22 мектептің оқушысы жүлделі ІІ орынды иеленді.

Павлодар қаласы мектептерінің оқушылары 2006 жылдан бастап облыс, қала, аудандар арасында  үздік олимпиадалық команда екенін растап келеді.

Жалпы білім беретін пәндер бойынша республикалық олимпиадаға  5 оқушы қатысып, барлығы да жеңіспен оралды, Стикс және № 9 гимназия - мектебі оқушылары алтын медаль алды, ал № 29, 39 мектептер күміс медаль ие болып, № 39 мектептің оқушысы Құрмет грамотасымен марапатталды.

Халықаралық олимпиадалар және ғылыми жоба жарыстарына  қатысқан оқушы - жеңімпаздар саны жылдан - жылға артып келеді.

Уважаемые коллеги! Мы выражаем Вам благодарность за вклад в формирование интеллектуальной культуры нашей молодёжи!

Акцентируем внимание руководителей школ, что в условиях конкуренции именно содержание образования является наиболее привлекательным для родителей, учащихся при выборе учебного заведения. А это напрямую связано с имиджем школы, ее статусом и рейтингом, а, значит, и с  перспективами ее развития.

По итогам рейтинга по качеству образовательных услуг за 2010-2011 учебный год лидирующие позиции заняли педагогические коллективы школ №25, 39, 9, 22.

          Системная качественная работа по повышению профессионального мастерства педагогов, эффективность инновационной, целенаправленной методической  деятельности школ подтверждается уровнем качества знаний учащихся. На повышение качества образования влияют  и процедуры внешнего контроля.

Итоги ЕНТ позволяют судить о  стабильных результатах выпускников школ города. Сохраняется высокий процент участия: в ЕНТ 2011 года он составил 94,4 %.

Освобождены от сдачи ЕНТ 7 учащихся победителей  и призеров  интеллектуальных конкурсов и соревнований международного и республиканского уровней школ №25, 29, 30, 7.

        По итогам ЕНТ  2011 года средний балл выпускников школ города составил  – 92,53 балла.

Выпускники города Павлодара сохранили за собой 2 рейтинговую позицию в области  с учетом ранжирования по проценту участия  после выпускников  областных специализированных школ для одаренных детей.

Среди школ города,  показавших наиболее высокий средний балл на ЕНТ 2011 года   с учетом ранжирования отмечаются школы: № 20, 25, 19, 16, 9, 39, 43. Свыше 100 баллов набрали  -39 % выпускников(2010 год- 49%). 76,6% будущих абитуриентов  сдали  ЕНТ на «4» и «5». Самый высокий балл – 124 у выпускников школы – лицея №16, школы-лицея №20.

Следует отметить, что в течение 3 последних лет наблюдается  ежегодное увеличение среднего балла учащихся школ и классов с государственным языком обучения с 77,6 баллов  в 2009 году до 92,35 в 2011.

Вместе с тем 26% выпускников из числа претендентов на получение аттестата об общем среднем образовании «Алтын белгі» и 34,2% на аттестат с отличием,  в том числе все претенденты школ № 7,17,27,  не подтвердили свои знания. Отчасти это является следствием необъективности оценивания знаний выпускников.

По итогам успеваемости учащихся школ города  наблюдается положительная динамика  показателей  качества успеваемости  в 1 - 11 классах:  оно составило 45%(2009-2010 год- 43,5%)

        Однако, несмотря на повышение качества знаний, произошло увеличение количества второгодников, из них 34 (67%) из числа 10-классников,  наибольшее число которых в школах № 6,14. Причинами отрицательной динамики показателей названных школ является слабая индивидуальная работа с каждым учащимся на основной ступени обучения и   недейственный внутришкольный контроль со стороны администрации за состоянием УВП. 

В этом, на наш взгляд,  и причина снижения результатов  итоговой аттестации. По итогам ЕНТ 2011 года  19 школ показали результаты ниже среднего показателя по город. Поэтому повышение качества успеваемости на всех ступенях  обучения  остается самой приоритетной задачей деятельности каждого педагогического коллектива.

Никакая внешняя экспертиза знаний учащихся не заменит честности, порядочности, ответственности каждого учителя за свою работу, за воспитание  высоконравственного поколения интеллектуалов, ценящего духовные ценности, патриотов своего государства.

Единство процессов обучения и воспитания – педагогическая аксиома. Однако на деле нам легче говорить о достижениях в учебном процессе, чем о достижениях в воспитании. Действительно, воспитание как процесс в большей степени, чем учебный,  зависит от всех его участников: личности самого ученика, его родителей, окружения, педагогов, социальных реалий.

Именно в воспитательной работе школа нуждается в социальном партнерстве: без максимальной поддержки родителей, социума нельзя решать сложные задачи воспитания личности. В рамках стратегических задач, стоящих перед обществом, необходимо обратить особое внимание на воспитание таких качеств как патриотизм,  толерантность, коммуникабельность, настойчивость в достижении цели, осознанное принятие этических, нравственных эстетических ценностей и норм.

Учреждениями образования  проводится определенная работа, направленная на налаживание взаимодействия с семьей по различным вопросам воспитания.  С этой целью  в 39 учреждениях образования  действуют  Попечительские советы. Вместе с тем, пока рано говорить об эффективности  работы отдельных Попечительских советов, их действенной роли в управлении общеобразовательным учреждением.

Сложилась система в работе заинтересованных ведомств в профилактическая  работе с асоциальными семьями и детьми группы «риска»: прокуратуры, правоохранительных органов, центра формирования здорового образа жизни, профилактики и лечения зависимых заболеваний, наркологического центра, психологической службы школ.