Беланова Ирина Владимировна, учитель начальных классов
Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения у младших школьников, как способ повышения познавательной активности
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
1.Актуальность проекта:
Ученик в начальной школе должен получить первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, овладеть техникой и приемами чтения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Основные навыки работы с текстом младшие школьники получают в работе с художественной литературой.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
2.Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Создание условий для роста читательской грамотности младших школьников через формирование понятия практической значимости чтения в жизни человека
2.2 Задачи проекта:
- Проанализировать научную литературу по теме обобщения опыта (теоретическая база опыта);
- Способствовать формированию понятия у младших школьников о практической значимости чтения в жизни человека через урочную и внеурочную деятельность;
- Определить уровень усвоения понятия практической значимости чтения у младших школьников через моделирование заданий в повседневной жизни.
2.3 Целевая группа проекта: учащиеся начальной школы СОПШ №41.
3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну):
система работы с применением заданий, раскрывающих практическую значимость чтения в жизни человека, способствует росту читательской грамотности младших школьников. При моделировании такой системы обучения:
реализуются возможности групповой и парной работы учащихся; возможности рефлексии;
используются приёмы деятельности, способствующие активной и осмысленной познавательной позиции учеников.
Результатом является высокий уровень развития самостоятельного мышления, ярко выраженная мотивация саморазвития, самосовершенствования, высокий показатель качества знаний.
Цель: создание условий для роста читательской грамотности младших школьников через формирование понятия практической значимости чтения в жизни человека.
Разработаны задания по формированию понимания практической значимости чтения в повседневной жизни человека.
Разработанный сборник содержит образцы текстов для учителя и практические задания для учащихся.
- Жизненный цикл и этапы реализации проекта
1. Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2020 года
2. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 1 сентября 2016 года по 30 мая 2016 года.)
- изучение научно – методической литературы
- определение способностей и потребностей
2. Основной этап (с 1 сентября 2017 по 30 мая 2019 года)
- разработка сборника заданий
-реализация и применения заданий для развития функциональной грамотности чтения.
3. Заключительный (с 1 сентября 2019 года по 31 января 2020 года)
- анализ результатов применения заданий в образовательном процессе
-защита проекта.
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Практическая направленность обучения чтению.
2. Ориентация содержания и методов на развитие читательской грамотности
3. Формирование у школьников прочных навыков самостоятельной деятельности, связанных, в частности, с интерпретацией, анализом и преобразованием художественных, научно-популярных и учебных текстов, с использованием справочной литературы,
4. Воспитание устойчивого интереса к предмету, привитие универсально - трудовых навыков планирования и рационализации своей деятельности.