Размер шрифта:
↑Наверх
ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БЕРУ МЕКЕМЕЛЕРІНІҢ ВЕБ-САЙТТАРЫ
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000 Павлодар қ., Кривенко көшесі, 25
32-21-67
сенім телефоны/Call-орталық
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
Сайттың аналитикасы
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
"ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ № 13 ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ" ММ ГУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 Г.ПАВЛОДАРА"
29-05-2020 14:16

Бойченко Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

 

Графические органайзеры

 как средство развития когнитивных навыков учащихся

 

Графикалық органайзерлер оқушылардың

когнитивтік машықтарын дамыту құралы

 

       В эпоху интенсивного развития научных технологий интеллект человека становятся основным капиталом общества. Немаловажную роль в формировании интеллектуальных способностей, учащихся играет развитие когнитивных умений и навыков.

        Под когнитивными умениями и навыками понимают (универсальные) общеучебные умения, владение которыми позволяет человеку самостоятельно работать с информацией в процессе ее получения.

       На уроках русского языка и литературы учащиеся должны обладать основным исследовательским навыком, а именно, анализом текста, который, как правило, направлен на выявление идейно-художественного своеобразия произведения. Но при организации работы над текстом учащиеся часто испытывает проблемы, так как у них не в полной мере развит навык работы с информацией. Для преодоления данных проблем важное значение имеют графические органайзеры, которые активируют аналитическое и творческое мышление учащихся, совершенствуют их исследовательские навыки и способствуют организации учебного процесса с использованием интерактивных методов обучения.

      При выборе органайзера учителю необходимо продумать ответы на следующие вопросы:

1. Какой из органайзеров отвечает целям урока?

2. Какой больше соответствует возрасту учащихся?

3. Как учащиеся будут использовать этот инструмент?

4. Насколько продуктивно его применение в рамках данного урока?

    Рассмотрим графические органайзеры, которые, в зависимости от цели использования, а также особенностей структуры, объединяют в следующие группы:

1. ГО сравнения и сопоставления применяются для идентификации сходства и различия между двумя или более категориями объектов. В эту группу можно отнести диаграмму, отражающую две стороны вопроса, например, аргументы "за" и "против", "+" и "-", факты и мнения.  Так, используя диаграмму Венна, можно при помощи пресекающихся кругов продемонстрировать сходства, различия и связи между понятиями, идеями, категориями.

2. ГО данных - графики, гистограммы, круговые диаграммы, сетки, таблицы, предназначенные для визуального представления количественных данных в схематической форме.

3. ГО причинно-следственные помогают показать события и причинно-следственные связи. К ним можно отнести бланки, пирамиды, каскады, приёмы "Фишбоун", "Цветок Лотоса", "Логическое дерево". Данные ГО позволяют учащимся определить, понять, запомнить события и их последствия.

4. Органайзеры рассуждения. Наиболее известный приём рассуждения - это SWOT-анализ, PEST- анализ, таблица РАФТ, "Бортовой журнал", "Колесо идей". Данные органайзеры являются результатом деятельности того или иного рассуждения, но могут использоваться для планирования.

5. Концептуальные органайзеры (ментальные карты, концепт-карты, семантические сети, приёмы "Лексический состав", "Луковица", "Персонаж на стене", "Круги на воде", "График эмоций", "Гора истории", "Сюжетная линия" или "6W", "Дуб предсказаний"). Раскрывают смысл концепта, ключевые идеи в изучаемой теме, позволяя визуализировать поддерживающие их основания, факты, характеристики героев.

6. Плакатные органайзеры (крупномасштабные диаграммы, презентации, буклеты, приём "16х9"). Помогают визуализировать информацию, акцентируя внимание на ключевых моментах.

     Широкие возможности графических органайзеров определяют перспективные области их применения в качестве одного из базовых дидактических средств, эффективно сочетающихся с технологиями проблемного, проектного и исследовательского обучения.

   Графические органайзеры формируют и развивают такие когнитивные навыки, как аналитическое и образное мышление, умение мыслить перспективно,помогают соотнести аргументы и факты, увидеть структуру текста, выделить главную и второстепенную информацию, сопоставить информацию, определить логическую последовательность, сделать вывод, кроме того, способствуют внимательному прочтению, максимальному извлечению информации об отдельном персонаже для дальнейшего анализа, тренируют в составлении "тонких" и "толстых" вопросов, способствуют усвоению нравственных уроков на основе поступков героев, помогают  объяснить и представить целостную картину произведения, подводят к идейному пониманию темы.

       Таким образом, эффективность рассмотренных графических органайзеров как приёмов активного обучения очевидна. Разумное и целесообразное использование данных приёмов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу поиска, вызывает у учащихся массу положительных эмоций,                                                                               делает процесс обучения мотивированным, способствует более глубокому и осознанному освоению содержательного материала, развивает нестандартное мышление, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.