Бессонова Наталья Александровна, методист
Сапожникова Ольга Геннадьевна, воспитатель
Тулеубекова Нургуль Канагатовна, воспитатель
4K моделі мектеп жасына дейінгі балалардағы әлеуметтік дағдыларды дамыту негізі
Модель 4К как основа развития социальных навыков у детей дошкольного возраста
Как научить детей навыкам, которые действительно пригодятся в будущем? Обучение знаниям в современном мире все больше теряет смысл и все больше внимания уделяется обучению навыкам взаимодействия и эффективного творчества – навыкам 21 века. Это 4 ключевых навыка: Командная работа, Коммуникация, Креативность и Критическое мышление (4К).
В структуре ключевых компетентностей значительное место уделяют социальной компетенции как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована цель, которая заключается в формировании социальных навыков дошкольников посредством Модели 4К
Задачи: формирование всех компонентов социальной компетентности; развитие навыков общения к определенной коммуникативной ситуации; выработка ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающими его людьми; формирование навыка организации совместных действий и способности корректировать индивидуальные и кооперативные действия в соответствии с поставленной целью; формирование ценностного отношения к продуктивному взаимодействию.
Новизна опыта заключается в следующем: обоснование возможностей приобретения социальной компетентности посредством Модели 4К; разработка дидактического оборудования для развития у дошкольников критического мышления; систематизация многофункциональных игр и упражнений, направленных на комплексное развитие ключевых компетенций дошкольника.
Технология опыта.
Одним из эффективных путей формирования ключевых компетенций на занятиях с детьми дошкольного возраста является создание учебно-коммуникативных ситуаций, смысл которых – воссоздать типичную для деятельности детей ситуацию общения, чтобы включить их в эту деятельность. Что, следовательно, формирует не только коммуникативные, но и навыки сотрудничества. В процессе командной работы естественным образом развиваются такие коммуникативные навыки, как взаимоуважение, взаимоподдержка, взаимопонимание, совершенствуется умение улаживать конфликтные ситуации, подстраиваться под разные стили работы, вырабатывается четкость мышления и поведения. Также очень важным является то, что потенциал креативной образовательной среды в формировании навыков социальной ориентации дошкольников.
В процессе внедрения Модели 4К в практику дошкольных организаций следует соблюдать следующие педагогические условия: субъектная основа диалогического взаимодействия, которая обеспечивается системой занятий со всеми участниками воспитательного процесса; включение дошкольников в личностно ориентированные педагогические ситуации; использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности; организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора; развитие инициативы; социальное проектирование.
Для эффективного формирования компетенций детей дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать развитие социальных навыков: метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей; метод предъявления заданий с неопределенным окончанием; метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности; метод «преднамеренных ошибок»; познавательные эвристические беседы, игры; создание проблемных ситуаций; экспериментирование; коллекционирование; проектная деятельность; коллективные работы детей в продуктивных видах деятельности; сочинение историй про себя и своих друзей и т.д.
Результативность: динамика формирования социальной компетентности посредством Модели 4К выражается в: проявлении наличия всех компонентов социальной компетентности; осознании смысла адаптации стиля общения к определенной коммуникативной ситуации; выработке своей системы ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающими его людьми; использовании опыта в организации совместных действий и способности корректировать индивидуальные и кооперативные действия в соответствии с поставленной целью.
Данный опыт был представлен на: заседании ЭкспертногосоветаГОО, семинаре-практикуме для педагогов города Павлдодара, в печатныхизданиях филиалаАО НЦПК «Өрлеу»,областномэтапеРеспубликанского конкурса видео-уроков «Панорама педагогических идей-2018», заседании Круглого стола по вопросам интеллектуального развития дошкольников при ИЦРО Павлодарской области.
Разработаны методические рекомендации по применению технологии критического мышления в работе со старшими дошкольниками.