Кашенова Гульназ Жанатовна, учитель истории
Ерекше білім беру қажеттіліктері бар балалар үшін тарихты оқытудағы іс-әрекет тәсілі
Деятельностный подход в преподавании истории для детей с особыми образовательными потребностями
Мой опыт работы посвящен вопросу использования деятельностного подхода на уроках истории для детей с особыми образовательными потребностями.
Цель современного образования – научить ребенка учиться в течение всей жизни, а для этого необходимо овладеть определенными навыками – универсальными учебными действиями. Перед учителем становится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных учебных действий, формирование компетенций.
Историческое образование, было и остается приоритетной государственной задачей, направленной на решение современных проблем: фальсификации истории, поднятие патриотизма, воспитании уважения к истории своего государства.
Цель опыта:
- определить возможности использования деятельностного подхода на уроках истории для детей с особыми образовательными потребностями;
- через развитие навыков учебной деятельности, обучающихся повышать уровень образования учащихся.
Основные задачи:
- раскрыть понятие деятельностного подхода, используя педагогическую и методическую литературу;
- показать специфику применения деятельностного подхода на уроках истории;
- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного подхода обучения.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта Казахстана и мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных характеристик развития человечества.
3. Историческое движение.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая всё названное выше, – человек в истории. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Этапы построения урока при деятельностном подходе:
мотивация к учебной деятельности;
- актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;
- выявление места и причины затруднения;
- первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия;
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
- включение в систему знаний и повторение;
- рефлексия учебной деятельности на уроке.
Виды учебной деятельности на уроке:
- Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников). Многообразие источников информации: учебник, словарь, справочник.
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, рисунка позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное.
- Составление характеристик исторических личностей (по плану) знакомит учеников с биографическими данными исторических личностей.
- Работа с исторической картой позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и ориентироваться в историко-географическом пространстве.
- Подготовка и оформление сообщения способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме.
Для обеспечения получения детьми с ООП качественного образования необходимо:
во-первых, использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности обучающегося,
во-вторых, заинтересовать ребенка, создать ситуацию успеха для каждого ученика,
в-третьих, способствовать адаптации и формированию коммуникативных компетенций учащихся.
Мой небольшой опыт показывает, что даже в классах для детей с ООП, когда используются лишь отдельные элементы деятельностного подхода, дети становятся на ступеньку выше по своим интеллектуальным, моральным, нравственным качествам личности.