Размер шрифта:
↑Наверх
ВЕБ-САЙТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙГОРОДА ПАВЛОДАРА
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000, г. Павлодар, ул. Кривенко, 25
32-21-67
телефон доверия/Call-центр
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
Аналитика сайта
За год
За месяц
За неделю
Вчера
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ № 96 СӘБИЛЕР БАҚШАСЫ «РАДУГА» ҮЙЛЕСІМДІ ДАМУ ОРТАЛЫҒЫ» МҚКК
29-05-2020 16:22
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ № 96 СӘБИЛЕР БАҚШАСЫ «РАДУГА»  ҮЙЛЕСІМДІ ДАМУ ОРТАЛЫҒЫ» МҚКК

             Бессонова Наталья Александровна, методист              

Алейникова Лидия Сергеевна, воспитатель 

  5-7 жастағы мектеп жасына дейінгі балалардың ситуациялық тапсырмалар арқылы қарым-қатынас дағдыларын қалыптастыру

Формирование коммуникативных навыков дошкольников 5-7 лет посредством ситуационных задач

 

        Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. В современных условиях развития информационного общества вызывает наибольший интерес интегрированный подход, получивший название компетентностного.

Важную роль в реализации компетентностного подхода играет применение ситуационных задач.

Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи педагог и дети преследуют разные цели: для детей — найти решение, соответствующее данной ситуации; для педагога — освоение детьми способа деятельности и осознание его сущности.

Технология опыта

Цель: формирование навыков самостоятельной коммуникативной деятельности дошкольника.

Задачи: учет субъективного опыта дошкольников при выборе траектории обучения; использование индивидуальной, групповой, коллективной познавательной деятельности; - применение заданий, обеспечивающих разноуровневый подход; целенаправленное развитие рефлексии (познавательной, социальной, психологической).

При разработке ситуационных задач мы в них включали: «деятельностные» задания; воссоздание ситуаций из реальной жизни; задания на догадку; поисковые задания; задания на соответствия; задания по сбору информации; задания смыслового прогнозирования и др.

Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие ребенку осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.

Задача педагога в данном случае состоит не только в том, чтобы верно подобрать задание, но и грамотно его сформулировать.

Для облегчения формулировки заданий используется таксономия Б. Блума (что является научной базой опыта). Новизна опыта заключается в следующем:

В разработке и систематизации ситуационных задач по уровням обученности, что позволяет обеспечивать разноуровневый подход.

Также материал представлен по «сквозным темам».

Практическая значимость

1. Решение ситуационных задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей. Во всех случаях решение ситуационных задач будет направлено на достижение образовательных результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применимых в разных видах деятельности.

2. Предлагаемые задачи вариативны и могут использоваться воспитателем в организованной учебной деятельности, как индивидуальная работа, как совместная деятельность в режиме дня.

3. Ситуационные задачи – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания.

4. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих.

5. Уровневый характер задач помогает организовать самостоятельную познавательную деятельность в разновозрастной группе.

 

Результативность:

Применение ситуационных задач на занятии позволяют педагогу решить одновременно несколько задач:

  • оценить уровень развития предметных знаний и умений;
  • оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру речи и т. д.);
  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Использование ситуационных задач позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность ребёнка, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности педагога. Воспитатель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность детей по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие дошкольника.