Размер шрифта:
↑Наверх
ВЕБ-САЙТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙГОРОДА ПАВЛОДАРА
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000 Pavlodar, 25 Krivenko St.
32-21-67
телефон доверия/Call-центр
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ № 3 СӘБИЛЕР БАҚШАСЫ» МҚКК ГККП «ЯСЛИ-САД № 3 ГОРОДА ПАВЛОДАРА»
29-05-2020 16:27
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ № 3 СӘБИЛЕР БАҚШАСЫ» МҚКК  ГККП «ЯСЛИ-САД № 3 ГОРОДА ПАВЛОДАРА»

Исабаева Юлия Владимировна, воспитатель

«Экологика» блоктық – модульдік жүйе арқылы метепке дейінгі жастағы балаларды интеллектуалды дамыту

Интеллектуальное развитие дошкольников через блочно – модульную систему «Экологика»

    Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Именно по этой причине возникла необходимость в формировании данного опыта, который предполагал создание условий для самостоятельного интеллектуального развития дошкольников в предметно – развивающей среде в ДО.Поэтому целью данной работы является интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством блочно – модульной системы «Экологика».

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

• развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

• развитие любознательности и умственных способностей;

• развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Мы предполагаем, что интеллектуальное развитие дошкольников может носить самостоятельный характер, в процессе которого каждый ребенок сам выбирает вид деятельности в тот или иной момент в свободное от ОУД время в ДО.

С целью интеллектуального развития детей дошкольного возраста разработана блочно – модульная система «Экологика» по организации самостоятельной детской деятельности в свободное от ОУД время, разработан контроль за данной деятельностью как для самостоятельного оценивания детьми своих знаний, умений и навыков, так и для педагогов.  

Блочно – модульная система включает в себя 4 блока: экологического воспитания, творчества, логики и коммуникативный. Для развития познавательного интереса, создания мотивации мы используем плоскостные дидактические куклы, так называемых Разумеек в организованной учебной деятельности и свободной деятельностях. Разумейки являются частью единой образовательной среды.

Все Разумейки предлагают детям разноуровневые задания, направленные как на зону ближайшего развития, так и на закрепление пройденного материала. Каждый уровень отмечен символом определенного цвета: высокий уровень – красный круг, средний – синий, а низкий – зеленым кругом.

Первый блок «Логика»: направлен на развитие критического мышления.

Второй блок «Экологического воспитания» направлен на формирование экологического мышления, представления об окружающем мире в опытно – экспериментальной деятельности.

Третий блок «Творчество» направлен на развитие креативного мышления, мелкой моторики.

Четвертый блок «Коммуникативный» направлен на умение выражать свои мысли и умение работать в команде.

Ценность блочно – модульной системы и ее основная особенность в том, что ребенок может выбрать любой уровень и любой блок. В связи с этим в группе были введены так называемые «экраны знаний», по которым можно проследить заинтересованность ребенка тем или иным блоком и уровень его знаний по нему.

Ребенок выполняет задание того уровня, что он считает для него возможным и ставит напротив своей фамилии в таблицы символ соответствующего цвета. Из этих экранов мы видим, например, что у одного ребенка хорошо идет блок «Логики», но западает блок «Коммуникативный», значит ребенку он по какой – то причине не дается в должной мере, значит, педагог, работая индивидуально с этим ребенком будет делать упор на определенный раздел.

Задания в блоках делятся на модули, согласно лексической теме недели и меняются еженедельно. В конце каждого календарного месяца педагог подводит итог по таблице, и делает вывод о том, какой блок вызывает наибольший интерес и, наоборот, у всей группы, и так же по каждому ребенку в отдельности, что и учитывает затем в индивидуальной работе.

На первом этапе опыта 2016-17гг.  был проведена диагностика интеллектуального развития детей дошкольного возраст, на втором этапе 2017-18гг.  был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня интеллектуального развития дошкольников, что и являлось целью формирующего педагогического эксперимента. Заключительным этапом нашей работы 2018-19гг. стал контрольный эксперимент, Целью которого была проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Полученные результаты позволили нам выявить динамику процесса развития интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Для определения эффективности проделанной работы нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Таким образом, созданная нами предметно – развивающая среда, помогает  развивать   экологические знания ребенка, формировать  его исследовательские навыки, воспитывать осознанное отношение к природе. 

Перспективой на дальнейшую работу является продолжение формирования предметно-развивающую среду, использования в работе с детьми доступные способы развития интеллектуальных способностей детей, работы в тесном сотрудничестве со всеми специалистами ДО, особенно с психологом, и совместную работу с родителями для вовлечения их в процесс воспитания.