Куликова Елена Васильевна, учитель математики и информатики
Жаңартылған мазмұны жағдайында математика сабағында ауызша жұмыстың әртүрлі тәсілдері
Различные приемы устной работы на уроке математикив условиях обновления содержания
Когда дети по-настоящему счастливы и успешны? Наверное, тогда, когда им комфортно, уютно, интересно. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют от человека математической грамотности буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, которые формирует только математика. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
Устные упражнения являются одним из испытанных средств, которые способствуют лучшему усвоению курса математики. Они развивают у учащихся внимательность, наблюдательность, инициативу, дисциплину и вызывают интерес к учению. С их помощью на уроке устанавливается оперативная и эффективная обратная связь, которая позволяет своевременно контролировать процесс овладения учениками конкретными знаниями и умениями.
Важность навыков устных вычислений в формировании жизненных и учебных умений по математике у школьников вызывает актуальность проблемы, и является причиной выбора темы работы — «Различные приемы устной работы на уроке математики в условиях обновления содержания».
Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений способствуют активизации мыслительной деятельности, при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Высокая культура устных вычислений имеет немаловажное значение для облегчения письменных вычислений, обеспечивая их правильность и экономя время.
В соответствии с темой были определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.
Объектом исследования является различные приёмы устной работы на уроках математики.
Предметом выступили развитие критического мышления подростков в процессе обучения
Цель: исследовать влияние приёмов устной работы на повышение мотивации и уровня вычислительных навыков школьников.
Гипотеза: если на различных этапах урока систематически и целенаправленно будут использованы различные методические приемы устной работы для развития критического мышления, будут учтены психологические особенности школьников и логическая связь с темой урока, то это повлияет на повышение мотивации школьников в процессе обучения и качество вычислительных навыков.
Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
- Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и классифицировать приемы устной работы.
- Выявить уровень учебной мотивации и вычислительных навыков учащихся на начало и конец исследования.
- Описать приёмы устной работы в процессе обучения, которые влияют на развитие критического мышления и вычислительные навыки школьников.
- Апробировать приёмы устной работы на различных этапах урока в процессе обучения.
- Проанализировать полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты.
-Создать сборник «Использование устных упражнений на уроках математики».
Методы:
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы
- Анкетирование
- Тестирование
- Анализ продуктов деятельности учащихся
- Педагогический эксперимент
На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся развивается математическое мышление учащихся, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.
Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи.
Систему устной работы я реализую в различных формах: при опросе учащихся, при проведении беседы с классом в виде самостоятельных фронтальных работ, математических диктантов.
Устная работа на уроках математики может быть представлена разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка и многое другое).
Таким образом, выстраивается последовательная цепочка действий: критическое осмысление учебного материала, рефлексия своих достижений и внутреннего состояния, планирование путей преодоления своих трудностей, достижение положительного результата и постановка новых целей. Благодаря этим последовательным действиям у учеников повышается уровень вычислительных навыков.
Результаты исследования, направленные на совершенствование вычислительных навыков средствами устных упражнений, показывают положительную динамику их развития.