Разминка «Танец отдельных частей тела»
Цели:
- разогрев участников;
- осознание и снятие мышечных зажимов;
- расширение экспрессивного репертуара.
Время: 20 - 25 минут.
Материалы: музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.
Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Педагог-хореограф называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т.д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
2.Экспериментирование с движением
Цели:
- осознание и расширение танцевально-экспрессивного репертуара;
- взаимопонимание и взаимодействие с другими;
- осознание подавленных чувств и отношений;
- осознание своего эстетического уровня.
Время: 1 час.
Материалы: музыкальное сопровождение.
Описание проведения: Педагог-хореограф кратко знакомит участников с системой описания двигательного поведения. Так, все движения человека могут быть рассмотрены с точки зрения четырех параметров: пространства, силы, времени и течения. Задача участников – свободно двигаться по залу, экспериментируя с различными параметрами движений и взаимодействуя друг с другом. Упражнение состоит из 4 частей. После выполнения каждой части упражнения участники обмениваются впечатлениями, пытаются связать опробованные движения с эмоциями, чувствами, состояниями, отношениями личности.
Первый параметр – пространство. Педагог-хореограф объясняет участникам, что движения могут быть прямыми и непрямыми (многофокусными) и показывает участникам их. Затем в течение 7 минут участники двигаются по залу, используя только прямые движения; в течение следующих 7 минут – только непрямые.
Второй параметр – сила. Сила может быть мощной и легкой. Также, как и в первом случае, участники сначала экспериментируют с мощными, сильными движениями, осознавая возникающие при этом чувства, затем с легкими.
Третий параметр – время. Время может быть медленным и быстрым. Участники сначала экспериментируют с медленными движениями, затем с быстрыми.
Четвертый параметр – течение. Течение может быть ограниченным или свободным. Педагог-хореограф рассказывает участникам, что у каждого из них есть свое личное пространство, в котором движение других людей ограничено. Это то пространство вокруг человека, которое он считает своим и при вторжении в которое он чувствует дискомфорт. Участники расходятся на максимально большое расстояние друг от друга и, двигаясь в такт музыке, начинают медленно приближаться друг к другу, осознавая возникающие чувства и исследуя свое личное пространство.
Предложенный выше вариант экспериментирования с ограниченными и свободными движениями – более легкий и щадящий, чем будет представлен ниже. Это упражнение разработано под впечатлением от экспериментов, проведенных У. Беннисом, Г. Шепардом (1956) и Стенли Милграмом (1965, 1974). Использование этого упражнения требует достаточной психологической подготовки ведущего: как личной, так и профессиональной. Он должен быть в состоянии справиться с сильными отрицательными эмоциями, которые возникают у участников во время выполнения этого упражнения, в том числе и по отношению к нему. Также он должен суметь правильно использовать полученный в ходе проведения упражнения материал – в целях осознания и развития участниками своего эстетического уровня.
Итак, по периметру комнаты, в которой проводятся занятия, ставятся стулья спинками к участникам таким образом, что они очерчивают собой круг, за которым находятся члены группы. Педагог-хореограф находится за кругом. Звучит музыка и участники начинают экспериментировать со свободным течением движений – они двигаются спонтанно, свободно передвигаясь в пространстве, взаимодействуя с другими участниками. Постепенно круг, очерченный стульями, сужается. Педагог-хореограф, медленно передвигаясь по внешнему кругу, немного сдвигает стулья вперед к участникам, побуждая их сближаться. Наконец, участники зажаты совсем в тесный кружок, а педагог-хореограф все продолжает уменьшать пространство. Улыбки на лицах участников исчезают, они перестают понимать ведущего, ведь им уже практически невозможно двигаться. Педагог-хореограф просит еще ужаться, возможно, избавившись от кого-то из участников группы (выставив их за круг). Теоретически, упражнение может продолжаться до тех пор, пока в центре круга не останется один человек. В большинстве случаев упражнение можно прекратить уже тогда, когда группа начинает выталкивать кого-то из участников, или когда члены группы начинают сами покидать группу, чтобы остальным не пришлось делать мучительный выбор. Идеальным, искомым вариантом развития событий является тот, когда группа отказывается выполнять упражнение, вступая в конфронтацию с ведущим. Таким образом, участники группы берут ответственность за происходящее на себя, приобретая большую групповую автономность, осознавая себя как членов чего-то большего, чем просто сумма людей, осознавая себя как членов группы, осознают свое эстетическое своеобразие.
При обсуждении важно дать участникам выразить свои чувства, свое видение происходящего, объяснить себе и другим то, что произошло. Для того, чтобы запустить процесс свободного выражения чувств, педагог - хореограф сам может рассказать о своих затруднениях, о своем смятении в ситуации, когда он вынужден был «давить» группу, чтобы она осознала свою целостность. После обмена чувствами и обсуждения того, что произошло, для ослабления отрицательных эмоций участников группы и повышения групповой самооценки педагог-хореограф может рассказать об экспериментах С. Милграма. При проведении этих экспериментов испытуемый бил током возрастающей интенсивности второго участника эксперимента (помощника экспериментатора), наказывая за ошибки при решении интеллектуальных задач. Чтобы вынудить испытуемого продолжать (дойти до максимальной силы тока, которая может принести вред второму участнику эксперимента, но на самом деле удары не производились, а помощник экспериментатора имитировал сердечное недомогание при каждом возрастающем ударе), экспериментатор использовал ряд фраз, самая сильная с точки зрения давления на испытуемого была такая: «У вас нет другого выбора; вы должны продолжать». И при этом около 65% всех испытуемых дошли до конца! То есть только 35% испытуемых отказались от участия в эксперименте.
После выполнения этого упражнения заключительное упражнение может быть предложено группой: это может быть круговой групповой танец, или парный танец, или индивидуальный танец, или танец с самим собой (см. ниже). Какое бы ни было заключительное упражнение, хорошо бы, если бы в результате это был бы какой-то совместный танец, но инициирован он должен быть не ведущим, а кем-то из участников группы. То, как будут разворачиваться события, зависит от состояния группы на настоящий момент и от ее (группы) потенциала развития.
Схемы обсуждения (для первого варианта упражнения):
- что чувствовали участники, экспериментируя с прямыми и непрямыми, мощными и легкими, быстрыми и медленными, ограниченными и свободными движениями?
- какие типы движений более привычны, какие было трудно осуществлять?
- какие чувства возникали у участников занятия, когда они двигались мощно? А тогда, когда двигались легко? и т.д.
- какие отношения к себе, к другому связаны для участников с тем или иным типом движений?
- какие движения не получались, каким движениям хотелось бы научиться?
- какова зависимость между межличностной дистанцией и отношением к человеку? Что чувствовали участники, когда в их персональное пространство вторгались другие люди? Одинаково ли они себя чувствовали при взаимодействии с разными людьми?
3. Упражнение «Танец с самим собой»
Цели:
- осознание своих танцевально-экспрессивных особенностей;
- самопринятие своего эстетического своеобразия.
Время: 10 минут.
Материалы: зеркальная стенка; медленная, спокойная музыка (например, мелодии в исполнении оркестра под управлением П. Мариа).
Описание проведения: Встаньте перед зеркалом. Всматривайтесь несколько секунд в свое отражение. Вы слышите медленную музыку. Начните совершать спонтанные движения головой, руками, всем телом. Следуйте за вашими чувствами, за вашим внутренним ритмом. Вглядывайтесь в свое отражение в зеркале. Представьте себе, что вы видите себя впервые. Каково ваше первое впечатление? Как бы вы отнеслись к человеку, которого вы видите в зеркале? Что есть в вашем танце, что характеризует именно вас, вашу индивидуальность, что отличает вас от других. Танцуйте, пробуйте совершенно новые движения, не бойтесь экспериментировать!
Схемы обсуждения:
- охарактеризуйте в нескольких словах Ваш собственный танец?
- какие ассоциации, метафоры приходят Вам в голову по поводу танца Вашего зеркального отображения?
- ваше отношение к человеку, увиденному в зеркале?
4. Заключительный этап
Хореограф обращается к участникам с целью дать обратную связь о том, что сегодня они возьмут для себя и как это связано с эстетикой.
Комментарии к занятию «Урок творчества»
В силу тесной связи движения и эмоций, экспериментирование с различными типами движений приводит к осознанию участниками занятия некоторых своих привычных, шаблонных эмоциональных состояний и отношений. Кроме этого, участникам группы становятся доступны не только собственные ограничения, но и перспективы развития. Мы можем тут же пробовать необычные, неиспользуемые движения, осознавая возникающие чувства и связывая их со своим эстетическим опытом. Например, многие из участников говорят о том, что мощные движения пробуждают какую-то энергию, активность, целеустремленность, напор, даже агрессию, красоту, но такие движения практически отсутствуют в их жизни и им хотелось бы научиться им. Волянская В.Н. просит таких участников составить пару с теми членами группы, которые испытывают удовольствие при осуществлении мощных движений, и они начинают двигаться вместе, зеркально отражая друг друга.
Упражнение «Экспериментирование с движением» может предоставить участникам много тем для последующей работы, причем эти темы могут не повторяться в разных группах. Известно, что мощные движения связаны с сильными отрицательными эмоциями. Поэтому при проведении второй части упражнения можно столкнуться с ними. Они могут быть отреагированы в безопасной обстановке группы.