Ход урока.
- Орг. момент(1 мин.)
- Объяснение нового материала.
1.Вводное слово.(1 мин.)
- На одном из последних уроках мы с вами затронули очень для вас «животрепещущую» тему. Даша, скажи нам о чем «душа ваша кричала»? ( О том как «…достали родители», взрослые вас не понимают, вы их не понимаете, о «трудном детстве», т.е. переходном возрасте).
- Cегодня мы попробуем разобраться в проблеме общения и взаимодействия «отцов и детей» более подробно, с психологической точки зрения. Конечно, эта тема рассчитана не на один урок.
А начнем мы с психологических особенностей человека. И как эти его особенности сказываются на общении как с взрослыми (родителями, учителями) так и со сверстниками.
- Итак, тема нашего урока: « Психологические особенности человека и общение». Запишите тему урока в тетрадь. ( Открывается презентация, дети пишут тему урока «Психологические особенности человека и общение)
- Рассмотрим цели нашего урока.(2 слайд) ( 1 мин.)
И начнем мы с первой цели нашего урока: «Что такое потребность в общении?»
- А как вы сами понимаете такое понятие как потребность в общении? (Желание общаться)
- Да такая потребность есть у всех, но у каждого она проявляется по-своему.
- Как вы думаете, почему? (дети пытаются ответить)
- Вы, наверное, замечали, что одним людям хочется общаться постоянно, а у других нет в этом необходимости.
-Как мы в быту называем и тех и других? (Общительные и необщительные)
- Прежде всего, желание общаться с другими людьми зависит от прежнего опыта общения.
- Приведите свои примеры разного опыта общения.(дети отвечают)
- Да, ребята, прежний опыт общения может усиливать желание общаться, а может и уменьшить его. (привожу пример двух учеников, пришедших в новый класс. Один уверенно заводит дружбу с новыми одноклассниками. А др.сторонится, ждет пока к нему сами подойдут. Скорее всего, потребность в общении у них одинакова сильная. Только первый был в старой школе лидером и все хотели с ним дружить. А у другого были проблемы в общении с одноклассниками, может он пережил предательство друга. Поэтому и в новом коллективе он неуверенно себя чувствует. 4мин.)
- Но помимо опыта предыдущего общения, желание общаться зависит и от психологических особенностей человека, т.е. его психологического типа. (экстраверт, интроверт) (3 слайд)
- Запишите эту схему в тетрадь.( 1 мин.)
Открываю 4 слайд и 5 слайд. По ним рассказываю.(2 мин.)
- А как вы думаете, к какому типу лично вы относитесь?
- Какие свойства общения этих психологических типов вы сможете отметить у себя?
- А еще желание или нежелание общаться зависит от темперамента человека.(6 слайд) Запишите в тетрадь: Типы темперамента. (1 мин.)
- Разберем более подробно каждый тип.
- Люди еще в древности интересовались индивидуальными особенностями человеческого поведения и пытались как-то объяснить их.
Так, в Древней Греции врач Гиппократ предложил свое понимание темперамента. Он считал, что в организме человека есть четыре жидкости:
кровь(по-латински «сангве»)
слизь(по-гречески «флегма»)
красно-желтая желчь(по-гречески «холе»)
черная желчь(по-гречески «мелайн»)
Все эти жидкости в организме смешаны. Но, утверждал Гиппократ, какая-то из них преобладает и составляет основу того или иного темперамента.(2 мин.)
-А теперь познакомимся с характеристиками четырех типов темперамента.(7,8,9,10 слайд)(4 мин.) (17 минут от урока)
- Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых легче общаться холерику, флегматику, сангвинику, меланхолику. (ответы детей) (5-7 мин.)
- Приведите примеры литературных персонажей с разными типами темперамента.
А сейчас вы познакомитесь с одной проблемной ситуацией.(раздаю задание на каждую парту). Вставьте, пожалуйста, нужные слова( как разные люди с разным типом темперамента) выходили из ситуации.
Четыре друга опоздали в театр.
(Холерик) в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он уверял, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытался оттеснить билетера и проскочить на свое место.
(Сангвиник)сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице.
(Флегматик)видя, что в зал не пускают, подумал: «начало спектакля всегда неинтересное. Скажу пока в буфет и подожду антракта».
(Меланхолик): «Мне всегда не везет. В кои веки раз выбрался в театр, и то не удачно». И уехал домой