Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
Back to the main page of the department of education
График приема граждан:
ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!
04-03-2021 20:27
ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

 

 

ВЫПУСК №2

«Научим детей говорить правильно»

 

 

                                                              Авторы-составители:

Методист Жукова О.В.,

Педагог  группы предшкольной подготовки:

Савушкина Г.А.

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

В сегодняшнем  выпуске газеты мы поговорим о развитии речи наших детей, о становлении начальной коммуникативной компетентности ребенка.

К концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми:

- старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть важнейшей составляющей коммуникативной компетенции – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников.  Диалогические умения детей – важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

Важным условием для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста является взаимодействие с Вами, уважаемые родители  в вопросах развития и воспитания ребенка.

 

О чѐм говорить с ребѐнком в семье?

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви и сопереживания. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, Вам просто необходимо как можно больше общаться с

ребенком. Существует множество интересных тем для бесед родителей со своим ребенком, направленных на развитие и формирование коммуникативных навыков.

Большинство родителей, гуляя с детьми, ходят молча или разговаривает по

мобильному телефону? Фактически никто не разговаривает именно с ребенком, не рассказывает ему об окружающих предметах, растениях и событиях. Мы привыкли говорить мало и только по делу, мы перестали употреблять увеличительно - ласкательные определения, и большинство из нас забыло, когда читали стихи вслух. И после всего этого мы удивляемся, что у ребенка маленький словарный запас?

Если Вы хотите, чтобы у Вашего ребенка была хорошо развита речь, то разговаривайте с ним. Рассказывайте ему обо всем, что вас окружает. Делать это можно как на прогулке, так и дома. Идя по аллее, рассказывайте, что рядом с Вами растет береза, и у нее кора белая с черными пятнами, что весной из березки можно сцедить сок и т.д. Не важно, что маленький ребенок не поймет или не увидит и половины сказанного, важен сам процесс рассказа. Конечно, это тяжело говорить даже час без перерыва, но поверьте, потраченные усилия дадут результат. Когда Ваше чадо подрастет, не прекращайте  разговаривать с ним, обсуждать его дела и заботы, делитесь с ним своими переживаниями и обсуждайте, как прошел день. Это позволит избежать развития пропасти между  вами в будущем. Ребенок не должен привыкать давать односложные ответы, приучайте его к полным ответам. Ребенок, который много времени проводит в одиночестве, молча играя в свои игрушки, будет развиваться гораздо медленнее своих сверстников.

Уважаемые родители, попробуйте сейчас ответить на некоторые моменты:

- Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами?

- Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность,

увиденное, услышанное, пережитое?

- Как развита у вашего ребенка фантазия?

- Составляет ли он сам сказки, рассказы?

Все эти речевые навыки диалогической речи будут ему необходимы в школе!

Поговорите с вашим ребенком!

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному

пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Весна.

Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает.

Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен  чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про то, что сегодня было интересного в детском саду, в школе...

Что такое речевая готовность ребѐнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению

ребенком родного языка как средства общения.

 Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

 Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

 Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

 Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться

развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

 Умение слушать, вступать в диалог, поддерживать беседу.

Сформированность  коммуникативной стороны речи.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребѐнка к школе?

 создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

 проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому

развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии

речи;

 не ругать ребенка за неправильную речь;

 ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

 не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

 осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

 Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.

 Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевые игры и упражнения

 «Назови лишнее слово»

Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

 «Лишнее» слово среди имен существительных:

 кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

Чем отличаются предметы?

Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер

     «Что общее?»       

У двух предметов:

огурец, помидор (овощи); 
ромашка, тюльпан (цветы); 
слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар — ... 
тарелка, ваза, чашка — ... 
лист, трава, крокодил — ...

 «Размытое письмо»

( взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются, дети  самостоятельно дополняют предложение).

 «Где я был?»

 (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).

«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).

 

 

Беседа «По дороге к остановке»

- Куда мы идем? (к остановке автобуса).

- Автобус, это какой вид транспорта? (наземный, пассажирский).

- А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту?

(машину, автобус, трамвай).

- А как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой).

- Какой грузовой транспорт ты знаешь?

- Чем отличается автобус от троллейбуса?

- Может ли трамвай объехать девочку? и т. д.

 

 

 

Беседа «В гости»

- Мы идем в гости, что такое "гости"?

- Кто ты бабушке? (я бабушкин внук).

- А кто я бабушке? (ты бабушкина дочь).

- Кем приходится бабушке дедушка? (дедушка –

бабушкин муж).

- Что мы подарим бабушке? и т. д.

 

 

Беседа «В гости к бабушке»

- Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).

- Кто еще к ней придет?

- Кто где сядет за столом?

- Что же нам приготовит бабушка?

- Сколько тарелок будет стоять на столе?

- Какая посуда есть у бабушки? - Что тебе у нее дома нравится?  

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

ГОС ДВО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн.

Г.А. Савушкина педагог  группы предшкольной подготовки активно использует в своей практике эту современную технологию.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои  как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн:

- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.