Сенім телефоны
8(7182)62-87-76, 87019431780
email: sosh2@goo.edu.kz
Мекенжайы: Бұқар жырау, 9/1
8(7182)620151, 8(7182)629740
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сейсенбі сағат 16.00 –ден - 18.00 –ге дейін Бейсенбі сағат 14.00 –ден - 16.00 –ге дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Малый педагогический совет «Преемственность в обучении и воспитании учащихся 5-ых классов»
09-11-2009 18:00

Малый педагогический совет«Преемственность в обучении и воспитании учащихся 5-ых классов».2009-2010 учебный год

Цель проведения: коллективное изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.

Вопрос адаптации пятиклассников в среднем звене далеко не нов. Каждая школа решает его в зависимости от особенностей построения своего воспитательно-образовательного пространства. Но есть проблемы, которые объединяют маленьких пятиклашек любых школ.

Основных проблем две:

1. Организация учебного процесса.

2. Организация жизнедеятельности школы.

Причин, возникающих трудностей у школьников, так же две: объективные и субъективные. О сущности этих проблем и трудностей существует достаточно много психолого-педагогической информации, чаще больший интерес вызывает опыт решения данных вопросов.

В нашей школе ежегодно проходит малый педагогический совет по теме преемственности и адаптации выпускников начальной ступени. Когда-то вначале проблема стояла очень остро. Были и взаимные упреки и обиды педагогов: учителя начальных классов завысили оценки, недоучили, не так научили; учителя-предметники наоборот слишком строги, жестки, не оказывают помощи, особенно если начинают работать с малышами после старшеклассников.

Педагогу необходимо

– учитывать психологические особенности 10 – 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;

– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника;

– иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;

– наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 – 6-е классы);

– знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Для успешного прохождения пятиклассниками адаптации в нашей школе разработаны два вида адаптационных траекторий: для педагогов и для учащихся, при этом учтен этап “вхождения” в адаптационный период (т.е. работа начинается с 4 класса).

Адаптационная траектория для педагогов

Остановимся на основных моментах данной адаптационной траектории. Для учителей этот период не менее важен – учитель начальных классов ждет оценки своего труда, переживает за каждого ученика, хотя период адаптации тесно связан и с психологическими особенностями возраста, которые выпадают именно на это время; учитель основной школы чаще берет выпускников начальной после старшеклассников и ему приходится перестраиваться. Мероприятия этой траектории помогают познакомиться учителям, как с учащимися, так и друг с другом в рамках воспитательно-образовательного поля урока. Увидеть плюсы и минусы, сделать корректировку программ, выработать единые требования по дисциплинарным правилам, организации учебного процесса и по вопросам этики и взаимоотношений в тандемах: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-учитель.

Разработка сквозного тематического планирования учителями начальных классов помогает как самому учителю видеть наглядно систему знаний, которую он дает ученику по конкретному предмету, так и облегчает работу учителю предметнику – он легко, без ненужных затрат времени на выяснения: чему учили, чему нет, строит план своей дальнейшей работы. При этом педагоги учитывают требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку, математике и естествознанию из сборника “Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу”, выпущенного Министерством образования РФ.

Русский язык и литературное чтение

Воспроизводить знания

Называть: изученные части речи; значимые части слова.

Применять знания

Различать, сравнивать:

• буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и не парные;

• имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение;

• предлог и приставку; корень, приставку, суффикс окончание; главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, словосочетания (главное и зависимое слово), предложения с однородными членами; словари и справочники; произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

• жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

• сказки народные и литературные; элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).

Приводить примеры: простого двусоставного предложения; произведений из круга детского чтения.

Кратко характеризовать: виды предложений по цели высказывания и интонации.

Решать практические и учебные задачи: разбирать по составу имя существительное и прилагательное, выделять в глаголе личные окончания; выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении); писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов с изученными орфограммами и пунктограммами (на ограниченном орфографическом поле):прописная буква в начале предложения, в именах собственных; звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн; удвоенные согласные; безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением; ъ и ъ разделительные, ь после шипящих на конце имен существительных, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; не с глаголами; безударные падежные окончания имен существительных, безударные падежные окончания имен прилагательных; правописание безударных личных окончаний глагола; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), запятая между однородными членами (при перечислении при употреблении союзов а, но); читать осознанно, правильно, целыми словами про себя с ориентировочным темпом чтения 100 слов в минуту;

отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пересказывать произведение по плану; высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении; пользоваться словарями./p>

Математика

Воспроизводить знания

Называть: компоненты арифметических действий (сумма, слагаемое; разность, уменьшаемое, вычитаемое; произведение, множитель; частное, делимое, делитель)

Воспроизводить по памяти: результаты табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20, умножения и деления; единицы длины: 1 км = 1000 м, 1 м = 100 см, 1м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм; времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут = 24 ч, 1 год = 12 мес; массы: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг.

Применять знания

Различать и сравнивать:

• математические выражения: сумма, разность, произведение, частное; отношения “меньше на”, “меньше в”, “больше на”,“больше в”; периметр и площадь прямоугольника;

• геометрические фигуры (отрезок и луч, круг и окружность, многоугольники).

Устанавливать связи и зависимости: между величинами: скоростью, временем и длиной пути при равномерном прямолинейном движении; между ценой, количеством и стоимостью товара.

Решать учебные и практические задачи: читать и записывать натуральные числа в десятичной системе счисления и называть их в порядке возрастания и убывания; сравнивать натуральные числа; выполнять устные несложные вычисления с натуральными числами и нулем в пределах 100; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (сложение и вычитание

в пределах миллиона, умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах миллиона); вычислять значение числового выражения в 2-3 действия, записанного со скобками или без скобок, используя правила порядка выполнения арифметических действий; решать текстовые задачи в 1-2 действия; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью линейки; вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Естествознание

Воспроизводить знания

Называть: основные свойства воды; основные свойства воздуха; условия, необходимые для жизни растений и животных.

Применять знания

Различать и сравнивать: живые и неживые природные тела, вещества; хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных; растения и животных луга, леса, водоема; тундры, лесной зоны, степей, пустынь.

Приводить примеры: живых и неживых природных тел, веществ, природных явлений; полезных ископаемых, их свойств и использования; насекомых, рыб, птиц, зверей.

Устанавливать связи и зависимости: между объектами, явлениями природы; между поведением человека в природе и ее состоянием.

Кратко характеризовать: значение Солнца для жизни на Земле; сезонные изменения в природе; основные системы органов человека, их значение; воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), меры по ее охране; правила охраны и укрепления здоровья.

Заполнение сопроводительного пакета документов для учащихся учителями начальных классов давно вошло в традицию школы, тем более, что перевод учащихся в среднее звено осуществляется сформировавшимся коллективом, где уже установлены межличностные отношения. В пакет входят индивидуальные карты на каждого ребенка и характеристика детского коллектива, изучив которые, классный руководитель уже имеет более полное представление о классе, о потенциальных возможностях каждого учащегося. Это экономит время учителя и, здесь, мы можем говорить уже о преемственности в воспитании. Эта маленькая ступень в траектории – начало перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, способности жить в коллективе, обществе.

Индивидуальная карта

“Оценка особенностей развития ребенка школьного возраста”

Составлено заместителем директора

по УВР БЕГАЙДАРОВОЙ Г.К.

Фамилия, имя ребенка ________________________________

Дата рождения___________________________класс____________

Учитель начальных классов (ФИО)_______________________

№ п/п Оцениваемая характеристика