Для беспокойных родителей.
Продолжая предыдущую тему, зададимся следующим вопросом. Что можно сделать, если у малыша по медицинским показателям всё в порядке, а говорит ваш ребёнок относительно сверстников гораздо хуже?
Вот для этой категории родителей я посвящаю свои рекомендации.
Начнёмс развития с л у х о в о г о внимания ребёнка.. Не беспокойтесь, физический слух ребёнка в порядке - он сохранен, но малыш ещё не может выделить в речевом потоке звук, как единицу человеческой речи.
Всем хорошо известна сказка «Три медведя». В этой сказке одни и те же фразы произносятся на разный лад: с различной высотой и диапазоном. Подобрав разных по размеру мишуток, можно обыграть их голоса и диапазон звучания. На первоначальном этапе достаточно вызвать активный интерес ребёнка и даже просто жестовое общение.
Упражнение «Узнай шум» - подбираются разноплановые по характеру звучания вещи (ключи, коробок с крупой, погремушки, коробка со скрепками…), т.е любой предмет, издающий шум. Отвернувшись, ребёнок определяет, что звучало. По мере усвоения игры вносится усложнение – подбираются близкие по тональности предметы.
Следующий этап– развитие ф о н е м а т и ч е с к о г о с л у х а (т.е способности слышать и различать звуки родной речи).
В связи с решением этой задачи можно предложить такие игры-задания. У ребёнка два кружка разного цвета. Предварительно договорившись о цвете, ребёнок поднимает кружок определённого цвета на правильно произносимое взрослым слово и другого цвета кружок, если взрослый произносит это же слово неправильно.
Ребёнок должен произнести сначала по два, а затем и по три похожих слова: мак-бак-так; сетка-ветка-метка и т.д.
Взрослый называет ряд слов: канава –канава -канава-какао-канава, ребёнок должен выслушать весь ряд и назвать слово, которое отличается от всех остальных.
Следующая игра «Найди пару». Предложите ребёнку ряд картинок (лук, мышка, коса, коза, жук, мишка) и произнесите сами эти слова – ребёнок должен определить слова, которые звучат похоже, «как стихи».
Ещё одна игра. «Будь внимательным». Взрослый называет три любых слова, а малыш должен повторить только первое, или второе, или третье слово.
Не обязательно играть с ребёнком в специальное время, многие из этих игр можно провести во время прогулки, по пути в детский сад и из сада домой.
Логопед Блинова Анна Александровна