"Необходим новый уровень экологического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека - от детского сада до вузов - экологические знания должны иметь высший приоритет".
В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.
Экологическое воспитание проходит через все виды детской деятельности и направлена на решение следующих задач:
- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
- Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
- Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Хочется остановиться на двух условиях успешности экологического воспитания. Во-первых, практика показала важность интеграции экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизация воспитательно-образовательной работы.
Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка
Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности
Тематика занятий с детьми варьируется с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.
В работе с детьми можно использовать разнообразные формы, сотрудничая с родителями, школой, библиотекой. Апробирована такая форма работы как экологические прогулки. Проводятся они 1 раз в неделю экологом и воспитателем. Хочется отметить, что общение с природой педагоги стараются начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Они предлагают ребятам образец поведения: так можно и нужно делать. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Вот тогда рождаются рукописные книги с рассказами и рисунками детей и родителей: "Что в природе самое красивое", "Книга добрых дел", "Наши домашние любимцы", оформляются тематические выставки. Выпускаются экологические стенгазеты.
Воспитатель 1 категории Больбух И.И.