- Паспорт программы развития мини-центра
Создание данной программы направлено на развитие потенциала мини-центра «Еркем-ай», повышение качества использования собственных ресурсов, поиск своих преимуществ.
Настоящая программа определяет концепцию развития мини-центра и основные направления деятельности по ее реализации.
Нормативно-правовое обеспечение программы развития ДОУ:
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция Республики Казахстан
- Закон РК «Об образовании»
- ГОСО 2013
- Программы «Біз мектепке барамыз», «Зерек бала».
Сроки реализации программы: 2015 - 2020гг
Управление программой: Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы, управление реализацией - администрацией школы.
- Информационно-аналитические данные о дошкольном учреждении
2.1. Общие сведения о дошкольном учреждении
Мини-центр расположен по адресу: Республика Казахстан, г.Павлодар, ул.Ледовского 18/3, тел. 332662.
Мини-центр «Еркем-ай» не является юридическим липом
Проектная мощность 27 детей. Режим работы - пятидневный, 8- часовой.
В работе используется программа воспитания детей среднего возраста «Зерек бала». Рождаемость по микроучастку за последние 3 года остается стабильной.
В настоящее время группа мини-центра полностью укомплектована.
В настоящее время функционирует одна подготовительная группа с фактической наполняемостью 34 ребенка.
2.2 Кадровые ресурсы
№ пп | Ф.И.О. | дата рожд | образование | должность | общ стаж | стаж в должн | категория | Примечание |
1 | Камиева Баглан Дюсембековна | 12.10.1975 | высшее (ПГПИ, 2005) | методист |
2.3 Материально-техническая база
Мини-центр имеет прилегающую территорию, оборудованную участком для прогулок детей, игровой площадкой.
Созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с воспитанниками мини-центра.
Вся планировка здания и его оснащение организовано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников. Имеется все необходимое для полноценного функционирования помещения: раздевалка, игровая, туалет.
Не смотря на трудности экономического характера, идет активный процесс обогащения предметно-развиваюшей среды, создаваемой с учетом динамичности, стабильности, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, гендерного развития, развития активности и творческих способностей детей.
Предусмотрено наличие: мягкого и жесткого инвентаря, технического оборудования
(аудиоаппаратура), дидактического материала. Мини-центр оснащен компьютерной техникой.
Таким образом, можно сделать вывод, что построение развивающей среды в мини-центре основывается на принципах, направленных на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечения личностного развития воспитанников.
2.4.Социальный заказ
Современный уровень развития общества обуславливает необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Ведущими линиями формирования здоровья ребенка и его полноценного развития является физическое, социальное, познавательное, эстетическое развитие.
Педагогами и администрацией ведется целенаправленная работа в следующих направлениях:
-охрана жизни и укрепление здоровья каждого воспитанника;
-выявление способностей детей, создание условий для их развития;
-формирование у воспитанников эмоционально-волевых и общечеловеческих ценностей;
-сопровождение (контроль и помощь) семейного воспитания;
-изыскание возможностей для оздоровления и коррекции в обучении и развитии;
-постоянное совершенствование педагогического процесса и материально-технической базы.
- Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижений, преимуществ и проблем мини-центра
Учитывая рекомендации педагогической науки и практику учреждений дошкольного образования, можно говорить о следующих критериях результативности работы, основанных на построении модели выпускника мини-центра
В основу анализа состояния здоровья детей положены следующие критерии:
- развитие функциональных систем,
- способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды,
- уровень физического развития, его гармоничность.
Медицинский работник мини-центра составляет характеристику по группам здоровья, согласно которой педагоги имеют четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, своевременно выявлять причину заболевания и устранять ее, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцировать степень нагрузок.
Анализ развития физической подготовленности показал, что многие дети правильно выполняют большинство физических упражнений, играют в подвижные игры. Плановое систематическое обучение двигательным навыкам на занятиях физкультурой и совершенствование их через систему индивидуальной работы, через подвижные игры помогли поднять уровень двигательных навыков, повысить интерес к физическим упражнениям.
Это достигается благодаря системе оздоровительной работы с учетом индивидуальных особенностей детей.
Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми строится с учетом их физической подготовленности. Основой является оценка состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.
Все программы и технологии, используемые в мини-центре направлены на развитие личности ребенка (свободной, творческой), на желание родителей видеть детей физически крепкими и здоровыми.
В качестве расширяющего компонента реализуются современные программы, методики и технологии.
Развитие игровой деятельности.
Анализ результатов уровня развития игрой деятельности детей показал некоторую динамику в освоении детьми ведущего вида деятельности. Дети охотно участвуют в совместных играх со взрослыми, проявляют творчество в создании игровой обстановки. К играм - экспериментированию с различными материалами.
Однако наблюдения за поведением детей в играх показали, что часть детей не умеют согласовывать свою игровую позицию с позицией партнера по игре, часто оставляют общую игру до ее завершения, затрудняются в объяснении правил игры, ведении диалога между партнерами по игре.
Это обусловлено, на наш взгляд следующими причинами:
- смена видов деятельности,
- несистемное использование развивающих технологий.
Развитие конструктивной деятельности.
Отмечается положительная динамика в овладении детьми конструктивной деятельностью. Дети проявляют интерес к конструированию, что подтверждается результатами освоения детьми требований программы по разделу «Конструирование». Однако педагоги испытывают затруднения в реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода в процессе руководства конструктивной деятельностью детей.
Развитие речевой деятельности.
Сравнение уровня овладения речевой деятельностью выявило динамику ее развития: дети стали более инициативны, общительны, свободно вступают в разговор с взрослыми и сверстниками, имеют достаточный словарный запас.
Полученные результаты были достигнуты за счет: создания условий для речевого развития в группах, учета способностей, особенностей развития детей, проведения индивидуальных занятий.
Однако, есть дети, у которых речевая деятельность недостаточно развита по сравнению с другими видами деятельности. Они испытывают затруднения в произношении отдельных звуков, не регулируют силу голоса, не проявляют инициативу в общении.
Развитие изобразительной деятельности.
Анализ развития изобразительной деятельности детей выявил оптимальный уровень. Однако, если учитывать требования Госстандарта, то не на должном уровне организована работа по приобщению детей к миру искусства, по использованию разнообразных материалов, нетрадиционных техник изображения. Дети слабо проявляют самостоятельность в изобразительной деятельности, плохо разбираются в жанрах изобразительного искусства.
Развитие музыкальной деятельности.
Анализ показателей музыкальной деятельности выявил, что дети стремятся к качественному выполнению заданий, поиску способов их выразительного исполнения. Пение детей выразительно, в процессе движения под музыку дети проявляют творческое отношение к исполнению плясок, игр, хороводов, упражнений.
В процессе музыкальных занятий постоянно решаются задачи нравственного общекультурного воспитания детей. В музыкальном репертуаре сочетаются высокохудожественная народная, классическая и современная музыка.
Развитие элементарных математических представлений.
Анализ развития элементарных математических представлений у детей показал, что дошкольники успешно осваивают программу. Этому способствует применение развивающих технологий. Однако работа с детьми недостаточно индивидуализирована с учетом того, что имеются дети, испытывающие затруднения и дети, опережающие в развитии своих сверстников. Недостаточно использование в практике развивающих игр для самостоятельной деятельности детей.
Развитие экологической культуры, формирование естественнонаучных представлений.
Изучение этого вопроса показало, что дети свободно классифицируют отряды животных, птиц, растений, устанавливают взаимосвязи роста и жизни живых организмов от среды обитания и особенностей их развития. У детей сформированы основные представления о живой и неживой природе, знания о роли и значении человека в природе.
На положительные результаты в экологической дельности повлияло внедрение в практику педагогической работы экспериментирования с живыми и неживыми объектами природы, приемы моделирования.
Много внимания педагоги уделяют вопросам оздоровления детей средствами природы.
Недостает педагогам применения информационных технологий для активизации мыслительной деятельности детей.
Вывод: Управление мини-центром строится на принципах доступности, открытости, коллегиальности, частичного самоуправления. Планирование деятельности основано на результатах анализа эффективности образовательного процесса. Используются все виды планирования: перспективное, календарное. Все виды планов взаимосвязаны.
Контроль направлен на реализацию намеченных планов. Основная функция контроля – предупреждение отклонений от намеченных задач.
Используются все виды контроля: фронтальный, тематический, итоговый, предупредительный, оперативный.
Методами контроля являются: наблюдение, анализ документации, анкетирование.
В условиях демократизации кроме административного контроля применяется самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка, существует гласность контроля.
Сбор и анализ информации осуществляется в соответствии с целями и задачами мини-центра. Однако, информационное поле требует более четкой детальной обработки, не хватает технических возможностей по формированию сжатой и емкой информации, недостаточно используется имеющийся ППО, информационные технологии ОП.
Родители хорошо осведомлены о том, какие программы и технологии, развивающие личность ребенка, имеются в мини-центре, какая квалифицированная помощь оказывается, а также на каких принципах строятся взаимоотношения между педагогами и детьми.
В работе с родителями сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей, согласно задачам учреждения. Здесь применяются различные формы изучения семьи, установления взаимоотношений и разнообразная просветительская деятельность, организуются встречи с преподавателями, лектории, беседы, выставки, проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам домашнего воспитания.
Исходя из вышеизложенного, определена цель:
Обеспечить оптимизацию организации и содержания системы образовательной и воспитательной деятельности:
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- Использовать в образовательном процессе современные технологии, обеспечивающие освоение воспитанниками требований Госстандарта.
- Продолжить работу по индивидуализации образовательного процесса.
- Использовать эффективные формы взаимодействия с семьей с целью обеспечения родителям полноценного участия в образовательном процессе.
- Развивать кадровый потенциал, обеспечив постоянный рост профессионального мастерства педагогов, готовность к реализации современных программ и технологий
- Обеспечить качественное взаимодействие с культурно-досуговыми учреждениями микрорайона.
- Модернизировать структуру управления на основе модульной системы взаимодействия специалистов.
- Создать компоненты макро и микросреды, способствующие эмоциональному благополучию детей, их полноценному физическому и личностному развитию.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка. Приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.
Одним из главных критериев личностного развития детей дошкольного возраста является максимально индивидуализированный подход к каждому ребенку в соответствии с периодом его активной самостоятельности.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы предполагает следующие результаты:
- укрепление и развитие материально-технической базы,
- повышение качества обучения и воспитания дошкольников,
- эффективное использование современных технологий в педагогическом процессе,
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников,
- создание экологической развивающейся среды в мини-центре для успешной работы по экологическому направлению,
- формирование здорового образа жизни,
- совершенствование форм семейного воспитания,
- изучение и обобщение опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников.