Экологического воспитания дошкольников.
Идея приобщения детей к природе имеет глубокие корни в педагогической науке. Еще К.Д, Ушинский придавал большое значение сближению детей с природой. Сегодня, этот вопрос очень актуален. Ведь деятельность человека в природе все чаще неправильна, расточительна и ведет к нарушению экологического равновесия.
Воспитание экологической культуры, приобщение к миру природы, необходимо начинать еще в дошкольном детстве. Именно через приобщение к умению заботиться и сохранять богатство окружающего мира, развитие познавательного интереса к природе и ее объектам, формируется экологическая культура дошкольника.
Осознанно – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Формирование осознанно-правильного отношения – это совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимать и сочувствовать тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.
Именно инновационная технология «Метод проектов» и опыты, эксперименты - дают возможность приобщить дошкольников к миру природы, пополнить и углубить знания об окружающем мире, развить познательно-исследовательские способности, воспитать нравственную позицию отношения к миру природы, дают прочные и надежные познания.
Свою работу начала с исследования мнения родителей, провела опрос (анкетирование) по экологической культуре и наблюдения за детьми во время организованных занятий. Провела беседы по отношению воспитанников к флоре и фауне, какие у них любимые животные и т.д.
Затем отобрала и систематизировала информационный материал, видеоматериал из различных источников в соответствии с возрастными возможностями понимания детей, создала предметно-развивающую среду для самостоятельного экспериментирования. Составила картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию по блокам: животный мир, растительный мир, явления живой и неживой природы, «Красная книга».
Особое место занимает информационно-дидактический материал, связанный с Прииртышьем. Именно этому вопросу я отвожу в своей работе особое место. Сегодня мои воспитанники могу т рассказать о прошлом и настоящем природы родного края.
Большим успехом считаю, в своей работе, использование инновационной технологии «Метод проектов». Она помогает создать атмосферу сотрудничества с родителями и возможность через детей приобщиться родителей к общему «дому природы».
Система работы и создание условий позволили заложить у моих воспитанников навыки понимания и осознания, что окружающий мир, природа – это общая ценность для всех людей.