Размер шрифта:
↑Наверх
Сенім телефоны
(WhatsApp-желісін қолдану мүмкіндігі бар) "жедел телефон желісі" +77779360693 8-(7182)-53-80-42
email: pavlodar18@mail.ru
Мекенжайы: Павлодар қаласы, Мир көшесі, 11/1
(WhatsApp-желісін қолдану мүмкіндігі бар) "жедел телефон желісі" +77779360693 8-(7182)-53-80-42
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағ. 9.00-ден сағ. 18.00-ге дейін
Как часто Вы посещаете наш сайт?
Голосовать
часто - 4
очень редко - 2
нечасто - 0
Всего проголосовало: 6
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
ОСНОВНЫЕ КРИЗИСНЫЕ МОМЕНТЫ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
ОСНОВНЫЕ КРИЗИСНЫЕ МОМЕНТЫ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Рекомендации родителям.

Кризис, это не только определенного рода тупик, но и возможность. Возможность идти дальше, пробовать что то новое, развиваться. Дошкольники проходят три закономерных кризиса развития: год, три года и семь. По моему опыту, с наибольшими затруднениями родители сталкиваются в период, когда их ребенку около трех или около семи лет. Хотелось бы рассмотреть подробнее, что же происходит с нашими малышами в это трудное для них время. И как же родителям справляться с возникающими сложностями.

Ваш малыш уже приближается к возрасту в три года и его поведение и характер начинают меняться? Это закономерное и, мало того, необходимое для развития явление. Не стоит пугаться, что ребенок останется таким неуправляемым, капризным и своевольным и дальше, это всего лишь стадия, которую нужно пережить. В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он человек, точно такой же как его родители и другие люди. Часто именно в этом возрасте в речи малыша появляется местоимение «Я» (так хорошо знакомое родителям «Я сам»). Ребенок стремится во всем подражать взрослым, буквально повторять все их действия. Что иногда нервирует маму. Родителям знакомы истерики оттого, что малышу не дали нарезать хлеб, погладить белье, или совершить другое «опасное» для него действие, которое взрослым можно, а ему нет. Но он ведь уже тоже считает себя взрослым. И ребенок злится. И его можно понять. Только представьте, что вам постоянно запрещают делать то, чего вы очень хотите. Здесь важно не осекать малыша, не наказывать его, а предложить работу, которая ему по силам (например, подавать маме белье, складывать его) или приобрести игрушечный утюг. Я прекрасно понимаю, что иногда мама торопится или не в настроении, но не стоит обижать малыша словами :

«Я все сделаю сама, ты только мешаешь, иди поиграй в свою комнату»

Ведь именно в этом возрасте ребенку так важно чувствовать свою значимость как помощника, человека, способного что-то сделать самостоятельно. Самое главное для родителей, принять, что их ребенок немного повзрослел и в отношениях с малышом должно быть больше равноправия, чем раньше. Ребенку будет приятно, если вы будете считаться с его мнением, спрашивать о его желаниях, договариваться с ним. В этом возрасте у него уже могут появиться свои маленькие обязанности (например, складывать игрушки, помогать в чем-то маме, чистить свою обувь влажной тряпочкой и многое другое).

Если же не предоставлять малышу этого возраста больше свободы и самостоятельности, то пройти стадию трех лет будет сложно, ребенок будет упрямым, будет делать все назло, капризничать, вести себя агрессивно и так далее, в общем будет настаивать на своем праве «быть взрослым».

 

От дошкольника к школьнику

Как и любой другой, кризис семи лет это этап, который необходимо пройти ребенку для нормального развития. Конечно, намного полезнее, когда он проходит относительно «безболезненно» как для самого ребенка, так и для родителей. И это, в первую очередь, задача последних.

Симптомы:

Часто родители начинают замечать изменения в поведении своего ребенка уже в старшей группе детского сада (лет в шесть).

Эти изменения могут проявляться в капризности, частом кривлянии, манерничании (дети начинают манерно говорить, жестикулировать, двигаться, одеваться). Бывает такое ощущение, что ребенок строит из себя шута. Часто родители замечают, что ребенок будто не слышит их, не реагирует на вопросы и просьбы – это тоже один из симптомов. Ребенок может даже оспаривать просьбу, отказываться от выполнения. Частым аргументом в споре является сравнение себя с более взрослыми братьями, сестрами:

«Почему ей можно не спать, а мне нет? Я тоже уже большой!»

Также одним из симптомов кризиса является появление хитрости, нарушение установлений родителей в скрытой форме. Хитрость носит, как правило, игровой характер. Например, ребенок не моет руки перед едой, а просто проводит некоторое время в ванной, затем выходит и говорит, что помыл их. Родители могут воспринимать подобные ситуации как обман, боясь, что привычка закоренится и их ребенок вырастет обманщиком. Не стоит этого делать, в данной случае хитрость лишь временный симптом. Можно в легкой форме высказывать свое недовольство, если ребенок слишком часто прибегает к данной уловке.

Часто в этом возрасте появляется особое внимание к своему внешнему виду. Нередки споры по утрам в спальне, когда ребенок не хочет одевать предлагаемую мамой одежду.

Как правило, дети этого возраста хотят больше самостоятельности, больше времени могут находится в одиночестве, хотят делать какую-то работу по дому, которую раньше не выполняли.

Дети начинают думать, говорить и беспокоиться о школе. Справятся ли они с заданиями, строгим ли будет учитель, как вообще все это будет происходить, найду ли я друзей и т.д. Бывает, что и родители испытывают значительную тревогу по поводу появления нового статуса (ученика) у своего ребенка. К сожалению, эта тревога очень легко передается детям. Очень часто родители с детьми приходят к психологу именно в этот период, ведь он поможет и готовность ребенка к школе определить и успокоить родителей.

 

Разрешение кризиса семи лет

У детей, готовых к школе, начало учебной деятельности постепенно приводит к разрешению кризиса семи лет. Ребенок приобретает новый статус, он доволен тем, что к нему относятся как к самостоятельному, взрослому человеку. Он чувствует себя значимым.

Другую сторону медали мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Бывает, что симптомы, которые раньше были выражены слабо, проявляют себя во всей красе: начинаются споры с родителями, истерики, капризы, упрямство.

Для ребенка это непростой период, и родителям не стоит думать, что они что-то упустили и сделали не так. Просто их дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости. И ребенку в этот период нужна помощь и поддержка близких взрослых.

Здесь я хочу привести несколько общих важных правил, которые помогут родителям наладить общение с ребенком.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Позвольте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Обращение к ребенку не должно быть безличным, лучше подойти к нему, назвать по имени и пригласить к диалогу. Дать ребенку высказать свое мнение.

Не манипулируйте ребенком и не позволяйте манипулировать собой. Не ввязывайтесь в шантаж и не шантажируйте .Выполняйте обещания, не допускайте, чтобы ваши слова летели на ветер.

 

Как надо вести себя с маленьким лгунишкой

● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.

● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.

● Если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы? Кто при этом пострадал: вы, ваш ребенок или посторонний. Какая информация закодирована во лжи?

● Постарайтесь определить, какая эта ложь: ложь-нападение, ложь-защита, ложь-поплавок, ложь-фантазия, ложь во спасение, ложь-соломинка?

● Как только вам покажется, вы нашли возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помогать ребенку. Постарайтесь объяснить ребенку, что следует за ложью и почему необходима честность. Расскажите ему история о том, к чему приводит ложь и сколько может доставить неприятностей.

● Учите его говорить любую правду.

● Старайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки. Почаще поощряйте его, не скупитесь на похвалу.

● Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в вашей семье.

● Нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования. Заботы малыша должны быть только возрастными. Дела – посильные.

● Не опекайте ребенка чрезмерно.

● Когда малыш обманывает, подражая сверстникам, вмешивайтесь в его дружеские отношения и, если надо, прекратите их.

● Когда малыш копирует своей ложью вас, задумайтесь серьезнее об этом. Чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честным.

● Запомните, что маленький лгунишка – большой психолог. И потому, как вы прореагировали на его обман, он судит, как на самом деле вы относитесь к нему.

 

Как надо вести себя с ребенком, который берет чужое

Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные от наших. Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще не зрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо своевременно раскрыть ему их смысл.

● Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций. ● Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она не была скрыта. ● Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также почему чужое брать нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь. ● Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора. ● Объясните ребенку, что если ему захочется взять чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит на это разрешение. ● Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное. ● Учите малыша ответственности за собственное поведение. ● Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию. ● Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства. Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.

 

 

Как надо вести себя с застенчивым ребенком

● Быть очень деликатным с ним.

● Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность.

● Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным и независимым от вас.

● Гасите тревогу по любому поводу.

● Повышайте уровень его самооценки.

● Учите, чтобы он уважал себя.

● Хвалите его и делайте ему комплименты.

● Формируйте уверенность в себе.

● Помогите найти ему все то, что в чем он превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

● Учите ребенка идти на разумный риск, уметь стойко переносить поражения.

● Тренируйте с ним навыки общения со сверстниками и взрослыми.

● Любыми способами поощряйте его игры со сверстниками.

● Помогите ему найти такого друга, который защищал его в среде сверстников.

● Не создавайте такие ситуации, в которых он бы ощущал себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

Будьте нежными с ним.

● Сочувствуйте ему.

● Поддерживайте его.

● Следите за тем, чтобы между вами и вашим ребенком было полное доверие.