Утверждаю
Директор ЖСОШ
Утегенова З.К.
_______________
Программа патриотического воспитания обучающихся на 2020 – 2021 годы
- Обоснование для разработки Программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в средней школе на период с 2018 по 2021 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на обучающихся 1-11 классов.
- Цели и задачи Программы
Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Республики Казахстан. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
Целью Программы является:
- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и города, возрождения традиционных нравственных ценностей;
- создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств;
- сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- формирования патриотизма учащихся;
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
- Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотического воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и воздействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотического воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
- повысить патриотическое сознание нравственные и этические ориентиры;
- раскрыть понимание истинного значения интернационализма;
- повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах РК.
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.
Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются:
- Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе;
- Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников;
- Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников;
- Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников.
- Контроль за реализацией Программы
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав Совета входят:
- Утегенова З.К.. -директор школы
- Малахова И.А. – ЗДВР
- Камарова А.И. – ЗДВР
- Мейрам Н.М. – организатор НВП
- Жетписбаева Г.А. - учитель истории
- Каиргельдинов А.Б. – учитель географии
- Кох В.И.. – библиотекарь школы
- Оценка эффективности реализации Программы
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края;
- сформированность идеала жизни и идеала человека.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50 %;
- создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
- привлечение подростков «группы риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
- повышение уровня воспитанности и нравственности обучающихся;
- разработка исследовательско – поисковых работ обучающихся.