Рекомендации по работе с одаренными детьми для учителей
Рекомендации по работе с одаренными детьми для учителей
- Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одаренного ребенка
- Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей
- Совершенствовать внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроке и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий
- На уроках активно использовать проблемно – исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить творческий характер
- Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся
- Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию
- Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха
- Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребенку порой дано понять и совершить то, что Вам кажется непостижимым
- Подготавливаясь к уроку, помните о необходимости серьезной нагрузке одаренного ребенка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности уроков
- Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию
- Центральной задачей учителя в работе с одаренными детьми является привитие вкуса к серьезной творческой работе
- Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одаренные дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка может надолго выбить из колеи
- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с одаренными детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы
- Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот
- Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешным и в то же время докажите, что Вас нужно уважать, а не бояться
- Позволяйте детям вести себя свободно и задать вопросы. Если ребенок чем – то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое – чего достиг. После окончания школы, ученик может чего – то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил
- Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы
- Быть доброжелательным и чутким
- Уметь строить обучение в соответствии с результататми диагностического обследования ребенка
- Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения
- Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранными и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами
- Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию
- Обладать чувством юмора
- Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний
- Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность
- Стимулировать когнитивные способности учащихся