МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ,
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
(по Ю.Б. Гатанову)
- «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.
- «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные; — соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.; — команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.
- Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.
- Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.