Сенім телефоны
53-57-39
email: sosh16@goo.edu.kz
Мекенжайы: Айманов к., 51
53-23-04 53-75-41
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі с 16:00 до 18:00 Жұма с 16:00 до 18:00
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
В помощь учителю

В помощь учителю

Система подготовки участников олимпиад:
  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
  • подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года
  • элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
  • индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
  • использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
  • уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
  1. 1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
  • Работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
  • при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
  • оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
  • предусмотреть возможность отдыха, релаксации
  • не превращать работу группы в пустое времяпровождение
  • наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
  • основной формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно
  • участвуем в интенсивных школах и т.д.
  1. Решаем задачи.
  • нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
  • создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
  1. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
  1. И не останавливаемся.
  Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
  • зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
  • зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
  • целевое изучение литературы
  • создание опорных схем, таблиц и т.д.
  К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Три условных группы одарённости:
  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
  Система работы с одарёнными детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.     Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми:  
  1. I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми:
  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет;
  • научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
  1. II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся:
  • выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
  • изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
  • организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
  • знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
  • наблюдение за результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
  1. IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности:
  • отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу;
  • разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
  • проявление уважения к индивидуальности ученика:
- понимание особенностей его развития, - стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».     Условия успешной работы с одаренными учащимися:  
  • осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
  • Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
  Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
  • Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
  • Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
  • Умение координировать свои действия с действиями родителей.
  • Умение консультировать родителей и учащихся.
  • Профессиональная зрелость.
  • Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Способность к самоанализу.
  • Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
  • Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Методы и средства обучения базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
  • Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
  • На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
  • Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
  • Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
    Ведущие методы творческого характера: - проблемные; - поисковые; - эвристические; - исследовательские; - проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.   Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
  • Учителю-предметнику в работе необходимо:
  • Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
  • предмет
  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактическое затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы
  • причины отклонений от сроков.
    Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута учащегося.   ФИО учащегося. Класс Предмет  
  • № задания
  • Тема
  • Что прочитать
  • Какие понятия необходимо выучить
  • Какие задачи нужно решить.
  • Результат выполнения задания
  Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей. 1.Творческие способности
  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначных вещей.
  • Высокие эстетические ценности.
  1. Познавательные способности и навыки
  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно- следственных связей.
  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Организация информации.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность
  1. Особенности эмоциональной сферы
  • Реалистическая Я-концепция.
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Соревновательность.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация