Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
53-57-39
email: sosh16@goo.edu.kz
Адрес: ул. Айманова, 51
53-89-34; сотовый телефон:87015277638
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Среда с 16:00 до 18:00 Пятница с 16:00 до 18:00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии

Министерство образования и науки Республики Казахстан

16 марта 2009 г.   №4-02-4/450

Начальникам областных, городов Астаны и Алматы управления образования

Министерство образования и науки направляет доля использованияч в работе методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии, которые подготовлены в рамках реализации пункта 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 г. №81 «Об утверждении Плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

Вице-министр   (Подпись)                                                          К. Шамшидинова

 

Рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии

 

1.           Настоящие рекомендации предусматривают организацию
интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными
возможностями в развитии в образовательных школах, осуществляющих
обучение детей с ограниченными возможностями независимо от форм
собственности.

2.           Основной целью интегрированного (инклюзивного) образования
является реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными
возможностями и способностями по месту жительства, их социальная
адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и
развитии своего ребенка.

3.           Прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и или иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической
консультации (далее - ПМПК) с рекомендованной формой обучения.

4.           С учетом интересов родителей (иных законных представителей) по согласованию с органами образования в общеобразовательной школе при
наличии контингента детей с ограниченными возможностями в развитии могут открываться классы:

классы интегрированного обучения, которые осуществляют полную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс. В одном классе интегрированного обучения могут обучаться не более трех учащихся с ограниченными возможностями;

специальные (коррекционные) классы (далее - спецклассы), которые осуществляют частичную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс.

5.           Спецклассы дифференцируются в зависимости от вида нарушения и имеют следующую наполняемость:

для неслышащих детей - не более 8 человек;

для слабослышащих и позднооглохших детей - не более 10 человек; для незрячих детей - не более 8 человек;

для слабовидящих и поздноослепших детей - не более 12 человек; для детей с тяжелыми нарушениями речи - не более 12 человек; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не более 12 человек;

для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом) - не более 6 человек;

       для детей с, задержкой психического развития, в том числе в классах коррекционно-развивающего обучения-не более 12 человек;

для детей с легкими нарушениями интеллекта — не более 12 человек;

для детей с умеренными нарушениями интеллекта - не более 10 человек.

6.   Спецклассы могут быть открыты при наличии контингента, имеющего соответствующие заключения ПМПК. В случае недостаточного количества детей для открытия спецкласса, учащимся с ограниченными возможностями в развитии должны быть созданы условия для обучения их в классе интегрированного обучения.

7.    Спецклассы для детей с задержкой психического развития (классы коррекционно-развивающего обучения) открываются преимущественно на уровне начального образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до завершения основного среднего образования (могут быть открыты и на этапе предшкольной подготовки). В исключительных случаях указанные классы открываются на уровне основного среднего образования, но не позднее 5-6 классов.

8.   При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы учащиеся спецклассов, преодолевшие отставание в развитии и овладевшие необходимыми навыками учебной деятельности, на любом этапе обучения, по решению ПМПК, могут быть переведены в обычные классы с согласия самих учащихся и их родителей (иных законных представителей).

 

2. Условия обучения детей с ограниченными возможностями в развитии

 

9.           В целях коррекции и компенсации нарушенных или утраченных
функций, обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями в развитии местные исполнительные органы в области образования создают
специальные образовательные и материально-технические условия в
общеобразовательных школах, обучающих детей с ограниченными
возможностями, включая обеспечение современными техническими и
вспомогательными средствами в соответствии с нормативами минимальных
требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии и оказывают всем учащимся данной категории необходимый уровень поддержки для полноценного усвоения общеобразовательных и специальных образовательных программ.

Создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательной школе базируется на оценке индивидуальных потребностей ребенка, которая осуществляется в ПМПК.

10.          Учащиеся с ограниченными возможностями в развитии в
общеобразовательной школе обеспечиваются коррекционно-педагогической
поддержкой (сопровождением). Коррекционная педагогическая   поддержка внутри организации образования осуществляется специальным педагогом (педагогом-дефектологом), психологом, социальным педагогом). Сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования осуществляется специалистами специальных коррекционных организаций образования, ПМПК, кабинета психолого-педагогической коррекции, логопедических пунктов, а также специалистами медицинских учреждений на договорной основе.

11. При обучении в общеобразовательной школе свыше 10 детей с ограниченными возможностями в развитии необходимо предусмотреть ставку педагога-дефектолога (учителя-логопеда), в функции которого входит:

осуществление связи с региональным ПМПК, специальными коррекционными организациями, реабилитационным центром, районным кабинетом психолого-педагогической коррекции и логопедическими пунктами;

участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционно-развивающих программ;

проведение специальных (коррекционных) и дополнительных занятий по восполнению пробелов в учебных знаниях;

координация работы социального педагога, специального психолога, логопеда и учителей, работающих с учащимися, имеющими ограниченные возможности в развитии;

контроль за осуществлением психолого-педагогического мониторинга, реализацией индивидуальных образовательных и коррекционно-развивающих программ.

Специалистам, оказывающим психолого-педагогическую поддержку, необходимо:

фиксировать учебные достижения каждого учащегося с ограниченными возможностями в развитии в конце учебного года в специальных психолого-педагогических картах и представлять администрации школы отчет;

оказывать методическую и консультативную помощь учителям в применении специальных методов и приемов обучения детей с ограниченными возможностями;

при содействии местных исполнительных органов осуществлять контроль за обеспечением процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях общеобразовательной школы, адаптированными учебными программами, методическими рекомендациями;

содействовать вовлечению учащихся с ограниченными возможностями в развитии во внеучебную и внеклассную деятельность: кружковую, спортивную и другую;

проводить регулярные встречи с родителями детей с ограниченными возможностями в развитии, оказывать консультативную помощь в обучении, воспитании и развитии детей;

участвовать в деятельности методических объединений и других форм организационно-педагогической и методической работы в школе;

систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

Документация педагога-дефектолога:

1)           социально-психолого-педагогический паспорт каждого учащегося с ограниченными возможностями в развитии, в котором необходимо иметь:

заключение ПМПК с указанием социальных и образовательных потребностей;

заключения медицинского обследования; индивидуальные образовательные программы; коррекционно-развивающие программы;

социально-психолого-педагогические карты для записи данных мониторинга каждым специалистом (логопедом, социальным педагогом, психологом, учителями);

2)           журнал учета детей с ограниченными возможностями в развитии,
обучающихся в общеобразовательной школе;

3)           журнал учета посещаемости коррекционных занятий детей с
ограниченными возможностями в развитии;

4)           перспективный план работы с учащимися, имеющими ограниченные
возможности в развитии на учебный год;

5)           ежедневные планы работы с каждым учащимся, имеющим
ограниченные возможности в развитии;

расписание коррекционных занятий, заверенное директором;

копии отчетов о проделанной работе за учебный год.

12.  Для своевременного выявления трудностей в обучении и оказания коррекционно-педагогической поддержки учащимся с ограниченными возможностями, а также информирования учащихся и родителей о достигнутом уровне усвоения знаний ведется психолого-педагогический мониторинг. Психолого-педагогический мониторинг проводит учитель класса интегрированного обучения, учитель специального (коррекционного) класса, учителя - предметники, специальный педагог, психолог, социальный педагог.

13. Контроль и реализацию специального психолого-педагогического сопровождения процесса обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

14.         Учителям начальных классов и учителям-предметникам,
работающим в классах, где обучаются дети с ограниченными возможностями в развитии, необходимо адаптировать образовательные учебные программы под образовательные потребности учащегося в каждом случае индивидуально.

15.          Учитель класса (классный руководитель) обеспечивает учащимся с ограниченными возможностями в развитии специальную поддержку, в следующих направлениях: помощь учащимся в организации работы в рамках учебного процесса; формирование и развитие детского коллектива
(формирование положительного отношения); сотрудничество с родителями.

16.         Общеобразовательные школы, осуществляющие обучение детей с ограниченными возможностями в развитии, пополняют свой библиотечный
фонд специальными учебниками, учебно-методическими комплексами,
методической литературой.

17.         Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения
процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии в
общеобразовательной школе необходимы специально оборудованные
кабинеты для психолога, логопеда, специального педагога, социального
педагога.

 

3 . Образовательный и коррекционно-развивающий процесс

 

18. Организация образовательного процесса строится на основе Типового и рабочего общеобразовательных учебных планов и регламентируется годовым, календарным учебным графиком и расписанием занятий.

19. Образовательный процесс осуществляется на основе принципов дифференцированного и индивидуального подходов, обусловленных данными психолого-медико-педагогического обследования.

20. На основе государственных общеобязательных стандартов образования и специальных образовательных учебных программ учителями и специальными педагогами совместно с членами школьного психолого-педагогического консилиума разрабатываются индивидуальные образовательные и коррекционно-развивающие программы, которые утверждаются на педагогическом и методическом совете школы.

21.  В соответствии с индивидуальной образовательной и коррекционно -развивающей программой для учащихся с ограниченными возможностями в развитии организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые включаются в расписание и проводятся специалистами, входящими в штат или специальными педагогами специальных (коррекционных) школ, кабинетов психо лого-педагогической коррекции, логопедических пунктов.

22. Количество часов, отводимых для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий определяются коррекционным разделом учебного плана организации специального (коррекционного) образования соответствующей типу нарушения у ребенка с ограниченными возможностями в развитии.

  1. Вся внеклассная и внеучебная деятельность учащихся с  ограниченными возможностями в развитии (кружковая, факультативная, воспитательная) осуществляется совместно с учащимися обычных классов.

24.         В общеобразовательной школе, осуществляющей обучение детей  с ограниченными возможностями в развитии, не рекомендуется предоставление учащимся из этой категории образовательных услуг на платной основе в рамках государственного общеобязательного стандарта образования.

25.         Руководитель общеобразовательной школы с организацией
интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными
возможностями в развитии, проводит подготовительную работу по приему и
включению таких детей в общеобразовательный процесс путем:

1)           обеспечения физического доступа в школу (лифты, пандусы,
специальная мебель - для детей с нарушениями функций опорно-
двигательного аппарата);

2) обеспечения образовательного и коррекционно-развивающего процесса специальным техническим оснащением (для детей с нарушениями слуха, зрения, речи);

3) подбора и приема на работу педагогических работников, обеспечивающих коррекционно-педагогическую поддержку (педагог-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед);

4)           консультирования педагогов, учащихся, имеющих ограниченные
возможности и без нарушений в развитии; родителей всех учащихся и
технического персонала школы.

26.         Дети с ограниченными возможностями в развитии вправе поступать в любую общеобразовательную школу, переходить из одной школы в другую, в том числе в специальную (коррекционную) организацию образования, при наличии соответствующего заключения ПМПК с согласия родителей (иных законных представителей). Родители (иные законные представители) вправе выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка.

27.         В общеобразовательной школе в апреле-мае месяце каждого
учебного года проводится психолого-педагогическое обследование (скрининг) всех детей, поступающих в школу, для определения готовности к школьному обучению, которое проводят специалисты школьного медико-психолого- педагогического консилиума.

Основными противопоказаниями для приема детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательную школу являются наличие тяжелой и глубокой умственной отсталости, а также психопатоподобных расстройств различного происхождения, частых судорожных приступов.

В случае выявления нарушения в развитии у ребенка родители (иные законные представители) направляются в ПМПК для углубленного комплексного обследования специалистами, выявления социальных и образовательных потребностей у детей и выбора соответствующего типа организации образования.