Трудности адаптации учащихся 5-х классов
Что собой представляет адаптация и дезадаптация
Если говорить простыми словами, то адаптация – это способность организма подстраиваться под меняющиеся условия среды.
Психологическая адаптация пятиклассников– это способность учеников изобретать новые способы поведения, в зависимости от сложившейся ситуации, то есть быть гибкими. В данном случае гибкость должна пониматься как личностное качество. Её наличие зависит от разных факторов, но в первую очередь от жизненного опыта. Адаптация пятиклассников – сложный процесс, который в силу определённых причин может пройти неудачно. И тогда происходит противоположный эффект, именуемый дезадаптацией.
Почему возникают трудности адаптации пятиклассников?
Переход в среднюю школу– это период, когда ребёнок постепенно начинает стремиться к самостоятельному решению жизненных трудностей и задач. Надо помнить, что адаптация пятиклассников в школе связана с изменениями не только в физиологическом плане, но и в психическом. Проявляющееся чувство взросления заставляет ребенка отстаивать свою независимость. Вместе с этим появляется желание противостоять советам и наставлениям старшим, отрицая практически любое их влияние.
Характерные признаки успешно пройденной адаптации
- Удовлетворённость ребёнка социальными контактами и межличностным общением внутри школьного коллектива.
- Положительное отношение школьника к процессу проведения уроков.
- У ребёнка не возникает особых трудностей в усвоении учебного материала.
- Достаточный уровень самостоятельности при подготовке домашнего задания.
К признакам дезадаптации можно отнести
- Разлады психофизиологического характера (тревожный сон, тяжёлый подъём по утрам, частая головная боль, вялое состояние, хронически протекающая усталость).
- Недовольство по поводу отношений с одноклассниками, страх перед учителем.
- Скрытие эмоций, нежелание рассказывать о своих впечатлениях.