Телефон доверия
8(718-2)-67-08-96
email: momyshuly@goo.edu.kz
Адрес: Город Павлодар, улица Академика Чокина 27
8(718-2)-67-11-77, 8(718-2)-67-09-06
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Среда: 16.00-18.00 Четверг: 16.00-18.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
12 жылдық білім беру - құзыреттіліктерді қалыптастырудың бір құралы

КОНЦЕПЦИЯ 12-ЛЕТНЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВВЕДЕНИЕ Мировой опыт свидетельствует о необходимости в XXI веке опережающих темпов развития системы образования. Образование отражает концепцию развития общества. В то же время общество предопределяет миссию, цели и задачи, структуру и содержание образовательной системы. Современное геополитическое состояние Казахстана, политика интеграции страны в мировое образовательное пространство, цель социально-экономического и культурного прогресса общества требуют модернизации системы отечественного школьного образования на основе новых принципов и подходов. Это связано с тем, что школа является основным уровнем системы образования, определяющим эффективную подготовку юных граждан к социализации, его способность учиться на протяжении всей жизни. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем -– новые возможности Казахстана» (2010 г.) Правительству дано поручение о принятии необходимых мер для того, чтобы к 2020 году в среднем образовании успешно функционировала 12-летняя модель обучения. Настоящая Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан (далее – Концепция) является документом, отражающим основные направления развития системы среднего образования страны. Концепция разработана в соответствии с проектом Государственной программой развития образования Республики Казахстан (2011-2020 гг.), Государственной программой развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 – 2012 годы. Основанием для разработки является Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от_______ , № __ «Стратегический план развития образования Республики Казахстан до 2020 года». Цель Концепции: Обоснование стратегии развития системы среднего образования Республики Казахстан в условиях 12-летнего образования. Задачи Концепции: 1. Обосновать необходимость перехода системы среднего образования Республики Казахстан на модель 12-летнего образования 2. Определить цели, структуру, принципы организации содержания образования и особенности организации образовательного процесса, системы оценивания в 12-летней школе. 3. Определить содержание этапов внедрения модели 12-летнего образования. 1. ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА Международные тенденции развития системы школьного образования последнего десятилетия сформировались в контексте целей и задач ряда документов конца XX века, в том числе:  Всемирной декларации об образовании для всех (1997 г.);  Международной стандартной классификации образования (1997 г.);  Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (1997 г.);  Болонской декларации (1999 г.). Казахстан, выражая свои намерения интегрироваться в мировое образовательное пространство, присоединился к этим документам в области образования. Укажем основные направления развития систем образования, определившие повышение качества образования, политическую и социальную успешность стран и народов в международных рейтингах:  обеспечение всем гражданам равных прав на получение основного общего образования;  реализация в стандартах образования ценностей и целей парадигмы компетентностного образования;  ориентация отбора содержания и процесса обучения с учетом необходимости достижения заявленных результатов образования;  предоставление учителю академической свободы, усиление его экспертной функции;  предоставление автономии учебным заведениям в определении содержания образования в рамках Национального базисного учебного плана;  повышение достоверности знания, интенсификация образовательного процесса путем внедрения информационных технологий и др. Далее. Страны-лидеры проводят образовательные реформы с учетом содержания и результатов международных исследований достижений учащихся, в том числе PISA, TIMSS и др. Результаты исследований рассматриваются международным сообществом индикатором уровня политического и социально-культурного развития государств. Страны внимательно соотносят риски для имеющихся сильных сторон системы образования. Сравнительный анализ международных образовательных систем позволяет говорить также о тенденции увеличения продолжительности среднего образования. Так, согласно Декларации Совета Европы (1992 г.) в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе, в Австралии, Германии, Канаде, США, Финляндии, Франции, Японии и др., входящих в число 50 конкурентоспособных государств. Из стран постсоветского пространства 12-летнюю продолжительность обучения реализуют в школах Армении, Молдовы, Грузии, Узбекистана, Украины и стран Балтии. Таким образом, сформировавшийся определенный международный стандарт на структуру среднего образования в рамках 12-летней школы свидетельствует об институционализации в мировой практике идеи повышения образовательного уровня граждан, в том числе и через увеличение сроков обучения. В Казахстане завершается реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг. Образовательная политика этого периода позволила укрепить позиции отечественной школы: 1. В государственные стандарты образования, учебные программы внесены актуальные научные результаты и сведения, полученные в ходе реализации Национального стратегического проекта «Мәдени мұра» (Культурное наследие), содержание нравственно-духовного образования проекта «Самопознание». Усилению языковой подготовки учащихся способствует содержание уровневого обучения казахскому, русскому, иностранному языкам. 2. Расширилась сеть школ, направленных на организацию образования повышенного уровня. Начат ввод Интеллектуальных школ Первого Президента для одаренных детей, направленных на обеспечение фундаментальной подготовки учащихся в физико-математической и химико-биологической областях. 3. Казахстанские школьники впервые участвовали в международных сравнительных исследованиях образовательных достижений учащихся TIMSS-2007 (5 место по математике, 11 место по естествознанию), PISA-2009. 4. Продолжено оснащение школ интерактивными и лабораторными кабинетами по физике, химии. 5. Реализуется Государственная программа «100 школ», способствующая укреплению инфраструктуры образования. Вместе с тем, предпринятые в последние годы шаги по обновлению системы школьного образования Казахстана не обеспечивают должного уровня оказываемых образовательных услуг. К факторам, снижающим политическую, социальную и педагогическую ценность проводимых реформ, относятся, в том числе, следующие позиции:  наблюдается социально-экономическое неравенство в плане возможностей обучения, что сказывается на уровне образовательной подготовки граждан 7-17-ти лет, их благосостоянии;  цели образования не отражают результат подготовки учащихся к жизни в социуме, его роль в создании и укреплении семьи, его ответственности как гражданина;  содержание среднего образования характеризуется отсутствием гибкости, многопредметностью, значительным количеством 1-2–часовых курсов, информационной насыщенностью, отсутствием ориентации на формирование функциональной грамотности;  организация образовательного процесса характеризуется ранней дифференциацией, искусственной селекцией по способностям, профессиональным предпочтениям, отсутствием системной работы по внедрению технологий индивидуализации обучения;  5-ти балльная система оценивания направлена на поддержание информационной составляющей учебного процесса, отрицает право ученика ошибаться, не дает возможности ему учиться в своем темпе и логике; отсутствуют механизмы использования самоконтроля, самооценки.  учитель, вовлекаемый в различного рода акции местной исполнительной власти, не стал в полной мере фигурой, пользующейся доверием общества; педагогические коллективы не получили академическую свободу в выборе стратегий обучения, методических ресурсов их обеспечения;  школы и организации профессионального образования реализуют собственные стандарты, которые не состыкуются, не обеспечивают непрерывность развития личности, системность реализации образовательных задач и др. Новый образ Казахстана к 2020 году, определенный в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, как «образованной страны, с умной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой» может быть сформирован на основе новой модели образования. В основе этой модели – не простое увеличение сроков обучения с 11-ти до 12-ти лет. Нужен новый методологический подход к модернизации целей, содержания, технологий обучения, замены всех ресурсных элементов системы в соответствии с современными требованиями. Повышение конкурентоспособности системы социально-ориентированного отечественного школьного образования, построение ШКОЛЫ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ возможно в условиях реализации модели 12-летней школы, выстроенной на принципах методологии модели образования, ориентированного на результат в виде системы компетенций. 2. ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Особенность модели образования, ориентированного на результат (ООР), заключается в реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса в школе в следующей логике: • определение общих целей образования национального уровня; • построение многоуровневой системы целей в виде ожидаемых результатов обучения и воспитания; • регулирование содержания образования по каждому уровню образования; • обеспечение мониторинга качества образования; • вовлечение всех заинтересованных сторон к работе школы и всей системы образования как социальных партнеров; • изменение стратегии обучения (сотрудничество, сотворчество и партнерство). К отличительным особенностям реализации в Казахстане модели образования, ориентированного на результат, отнесены новые подходы в целеполагании как основы отбора содержания школьного образования: 1. Построение общих целей школьного образования на национальном уровне в виде базовых компетенций выпускника школы. 2. Определение ожидаемых результатов обучения в рамках каждой образовательной области. 3. Конкретизация ожидаемых результатов обучения для уровней учебных достижений. Реализация концептуальных идей модели образования, ориентированного на результат, позволит осуществить подлинную вариативность как содержательной, так и процессуальной основ школьного образования. Ориентация образовательного процесса на результат позволяет осуществить принцип непрерывного совершенствования качества школьного образования на основе регулирования «входа» в систему, т.е. регулирования реальных достижений всех участников образования. Вовлечение всех заинтересованных сторон к работе школы и всей системы образования как социальных партнеров будет способствовать реализации на деле заявленной государственно-общественной формы управления образованием. Реализация принципов сотрудничества, сотворчества и партнерства в образовательной среде станет основой реализации личностно-ориентированного образования. Проектирование и внедрение новой национальной модели 12-летнего образования, выстроенной в логике ООР, обеспечит создание социально-педагогического ресурса развития человеческого капитала Казахстана. Свидетельство тому – международный опыт. 3. ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Стратегия развития отечественного образования в методологии ООР выводит на первый план определение целей системы. Цели образования определяются общественными ценностями, на которые в ближайшем или отдаленном будущем будет ориентироваться система образования в Казахстане: • здоровье, культура, общая и функциональная грамотность, профессиональная ориентация как база самореализации личности; • семья, Родина, мир как основа социализации личности; • ответственность за себя и страну, справедливость, толерантность, гармония и любовь как условие гармоничного межличностного и межкультурного взаимодействия; • познание, сохранение и приумножение естественного богатства природы как фундамента существования человека и человечества в целом. Ценности и цели образования определяются с учетом, с одной стороны, общеказахстанского менталитета, национально-исторических и этнических традиций, с другой — общей культуры, включающей в себя критическое и этическое измерения, и нацеленной на развитие у подрастающего поколения общепланетарного мышления. К ценностям системы образования относятся: • Человек – субъект жизни и высшей ценности на Земле. • Родина, государство, семья, отечественная история и настоящее Казахстана – мир развития личности. • Социальное общение, трудовая деятельность, профессия – условия реализации личности. • Формирование жизненной позиции, развитие способности к выбору жизненного пути - основа самореализации и самоактуализации. 12-летняя школа призвана обеспечить трансляцию национальной культуры и формирование национального самосознания, развитие ученика от родной культуры к общеказахстанской и через нее – к мировой. Образование как ценность представляет собой духовную культуру нации, включающую в себя язык, религию, менталитет, национальные праздники, обрядовые формы, обычаи и традиции. Образование как система предусматривает приобщение учеников к основным ценностям в условиях целостного педагогического процесса школы и семьи на протяжении 12-ти лет обучения в школе соответственно уровням образования: • Начальное образование – погружение в мир преимущественно национально-этнических ценностей. • Основное среднее образование – постижение преимущественно национально-государственных ценностей. • Общее среднее образование – постижение диалектического единства общечеловеческих, национальных и этнических ценностей. Образование как процесс предусматривает приобщение к общечеловеческим и национально-этническим ценностям в процессе социализации как системы взаимодействий человека: с самим собой, с другими людьми (семьей, коллективом), с обществом, с природой, с религией, с культурой (материальной и духовной). Образование как результат должно отражаться в конкретной модели выпускника уровней начального, основного среднего и общего среднего образования. Выпускник казахстанской 12-летней школы как субъект культуры характеризуется: - знанием языка, истории, культуры своего народа; - умением общаться на родном, казахском и иностранном языках; - ценностным отношением к искусству, культуре, литературе, научным достижениям, результатам свободы, труда, истины; - толерантностью в отношениях с окружающими его людьми; - умением обращаться с современной техникой и средствами коммуникации. В соответствии с общественными ценностями выстроены национальные цели образования – цели среднего образования в виде базовых компетенций (1-й уровень целей) выпускника школы. Базовые компетенции представлены в виде жизненных ролей: • доброжелательный человек; • заботливый член семьи; • творческая индивидуальность; • ответственный гражданин; • здоровая и совершенствующаяся личность. Базовые компетенции выпускника школы достигаются посредством развития у учащихся ключевых и предметных компетенций. Ключевые компетенции (2-й уровень целей) создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека: информационной компетенции, коммуникативной компетенции, компетенции разрешения проблем. Ключевые компетенции в свою очередь служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. Предметные компетенции (3-й уровень целей) являются целями, определяющими смысл и назначение учебных курсов и модулей. Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают способы учебной деятельности в рамках образовательных областей:  имеет навыки общения на казахском языке как государственном, на русском языке как языке межнационального общения, на иностранном языке; умеет быть мотивированным к общению как на родном языке, так и на других языках; понимает значимость литературного наследия и использует в нужном контексте;  владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет творчески и продуктивно использовать возможности информационной и коммуникационной технологии;  понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;  знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;  понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;  умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;  ведет здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности. 4-й уровень целей – это система ожидаемых результатов образования, установленных по циклам обучения, это – планируемый результат конкретного периода обучения, то есть носит краткосрочный характер. Ожидаемые результаты образования отражают слияние ключевых и предметных компетенций в единое целое. Они характеризуют готовность учеников к интеграции предметных знаний, умений и навыков и их жизненного опыта в контексте ключевых компетенций. Система ожидаемых результатов образования отражает 6 уровней учебных достижений ученика: 1-й уровень учебных достижений – после 1 – 2 классов; 2-й уровень учебных достижений – после 3 – 4 классов; 3-й уровень учебных достижений – после 5 – 6 классов; 4-й уровень учебных достижений – после 7 – 8 классов; 5-й уровень учебных достижений – после 9 – 10 классов; 6-й уровень учебных достижений – после 11 – 12 классов. Очевидно, выстроенная на основе общественных ценностей 4-х уровневая система целей образования позволяет, во-первых, оказывать конструктивное влияние на отбор актуального содержания образования, во-вторых, обеспечивать многообразие учебно-методического обеспечения, в-третьих, способствовать организации индивидуализации обучения ученика в соответствии с его способностями. 4. СТРУКТУРА 12-ЛЕТНЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Структура школьного образования Казахстана направлена на организацию системы воспитания и обучения учеников в возрасте с 6 (7) до 17 (18) лет и отражает основополагающие принципы функционирования целостной системы образования: принцип функциональной полноты системы среднего общего образования, преемственности, учета общемировой тенденции развития доуниверситетского (довузовского) образования и т.п. Структура школьного образования включает три уровня образования: начальное, основное среднее и общее среднее. Каждый из уровней имеет свое целевое назначение. В целях обеспечения гибкости, мобильности и эффективности структуры школы допускается самостоятельность каждого уровня образования. Начальное образование (1-4 классы) Основное назначение уровня начального образования заключается в создании педагогической среды для сотрудничества ученика и учителя как равноправных субъектов образовательного процесса, в ходе которого: а) учитель оказывает педагогическую поддержку ученику в раскрытии его индивидуальности через организацию оптимального соотношения индивидуальной и совместной форм работы; б) ученик приобретает возможность удовлетворить интересы и тем самым понять, осмыслить, принять окружающую действительность в контексте пропедевтических знаний об обществе, человеке и природе, в результате которого овладевает умением учиться. Основное общее образование (5-10 классы) Соблюдая преемственность, уровень основного общего образования направлен на расширение образовательной среды путем дополнения содержания образования компонентами общечеловеческой культуры в соответствии с возрастными возможностями учеников. Это содержание послужит средством и условием освоения учениками социальных навыков, коммуникативной компетенции, позволит им осознанно ориентироваться как в настоящем времени, так и в последующей взрослой жизни, быть мотивированным и к продолжению образования в течение всей жизни. Главной задачей уровня общего среднего образования является усвоение учениками основ системы наук и формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения на основе гармоничного сочетания национальных и общемировых духовных ценностей. Общее среднее образование создает основу общеобразовательной подготовки, формирует естественно-научное и гуманитарное мировоззрение, личностные качества, обеспечивающие успешную социально-психологическую адаптацию ученика в обществе, его самоопределение. На этом уровне образования завершается основное базовое образование. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных курсов по выбору, которые формируют у учеников творческие способности и профессиональную ориентацию. Выпускники 10 класса участвуют в национальном тестировании, по результатам которого определяется дальнейший путь продолжения их образования. Ученики в соответствии с рейтинговыми показателями должны определиться с формой продолжения своего образования: либо в 11-12 классах Бейіндік мектеп, либо в колледже. Общее среднее образование (11-12 классы) Общее среднее образование – завершающий этап общего образования, направленный на создание образовательного пространства по овладению обучающимися предметными знаниями и компетенциями, достаточными для социального и профессионального самоопределения, самообразования, а также способствующими формированию готовности к социальной адаптации в самостоятельной взрослой жизни. В 11-12 классах Бейіндік мектеп обеспечивается переход от установки на получение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке и умениями самостоятельно расширять и углублять их. Основным условием, обеспечивающим функционально-деятельностный характер обучения на уровне общего среднего образования, является его профилизация. Профильное обучение осуществляется на основе глубокой дифференциации и интеграции содержания образования, при этом значительная доля учебного времени приходится на учебные курсы по выбору. Профильное обучение предполагает возможность учета особенностей индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников. Обучающиеся могут выбирать уровень, формы и способы обучения, реализовывать индивидуальные творческие программы в соответствии с интересами, способностями и проектируемыми профессиями. Особое место отводится творческим работам, в результате которых ученик представляет продукцию в изучаемых областях и выбранных профилях – научные и учебные проекты, поисково-исследовательские и компьютерные разработки, стихи, сочинения и т.п. Выпускник Бейіндік мектеп овладевает видами познавательной и коммуникативной деятельности, необходимыми для учебы в высшем учебном заведении. В условиях сельской местности при малочисленности контингента обучающихся, недостаточном уровне учебно-методического и кадрового обеспечения, профильное обучение в Бейіндік мектеп может быть реализовано в полном объеме через дистанционную и другие инновационные формы организации учебного процесса. 5. СОДЕРЖАНИЕ 12-ЛЕТНЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержание образования рассматривается результатом педагогической интерпретации социального заказа, общественных ожиданий, реализуемых через образовательный процесс. Основными принципами организации содержания среднего образования 12-летней школы являются:  развитие ценностей, которые способствуют как развитию личности, так и общества в целом;  приведение содержания школьного образования в соответствие с динамичными запросами современного общества с учетом закономерностей психолого-физиологического развития детей;  обеспечение соответствия содержания образования новым современным требованиям по формированию компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике и на развитие ученика как личности и субъекта деятельности;  ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий;  обеспечение гуманизации содержания образования, вариативности содержания, форм и методов обучения, возможностей и права выбора в процессе обучения индивидуальной программы обучения;  мотивирование через содержание задач воспитания трудолюбия, овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умений применять их при реализации собственной продукции и услуг;  формирование взглядов на будущее, укрепление моральных устоев, которые нужны человеку как члену общества и субъекту международного сотрудничества;  ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам. С целью сохранения системного подхода в целостном восприятии мира содержание среднего общего образования организуется по образовательным областям: язык и литература, математика и информатика, естествознание, человек и общество, искусство, технология, физическая подготовка. Учебные предметы той или иной образовательной области уровней начального и основного среднего образования отражают минимальный обязательный объем содержания образования. В основной школе систематические курсы учебных предметов завершаются. На уровне общего среднего образования в дополнение к обязательным курсам и модулям учащийся с целью реализации интересов и способностей, профессиональной ориентации выбирает к изучению те или иные учебные предметы. Содержание образования в 11-12-х классах строится по принципу систематизации полученных знаний и развития методологического мышления учащихся. Для удовлетворения различных образовательных запросов учащихся и снятия перегрузки предусматривается интегрирование традиционно сложившихся учебных предметов, которое позволяет уменьшить их количество и тем самым увеличить вариативную учебную нагрузку. Для снятия перегрузки учащихся 1-7-х классов также предусматривается введение в школе пятидневного режима рабочей недели. Один день недели – развивающий, и направлен на организацию занятий, обеспечивающих личностную ориентацию обучения. Занятия по интересам и способностям учащихся реализуются через индивидуальную и групповую поисково-исследовательскую работу, проектную деятельность обучающихся в рамках ученического компонента содержания образования. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Участниками учебного процесса являются ученик и учитель. В основе обучения в 12-летней школе лежит взаимосвязанная деятельность ученика и учителя, призванная обеспечить технологичность учебного процесса и гарантировать успешное достижение планируемых результатов. Цели учения в модели ООР (деятельность ученика):  мотивация к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию;  самоорганизация и самоуправление учебной деятельностью;  усвоение знаний, умений и навыков учебного предмета;  освоение ключевых и предметных компетенций;  построение индивидуальной траектории обучения в соответствии со своими интересами;  использование возможностей информационных средств обучения, учебников и учебно-методических комплексов, программных средств;  самооценка и самокоррекция результатов деятельности. Цели преподавания в модели ООР (деятельность учителя):  организация учебного процесса с учетом целей образовательной области;  конструирование учебного процесса с ориентацией на решение задач обучения, воспитания и развития;  регулирование деятельности обучающихся по усвоению учебного материала, направленного на самостоятельное приобретение субъективно новых знаний и умений;  создание условий для организации развития учеников, удовлетворения их образовательных запросов/потребностей;  обеспечение условий для стимулирования положительных эмоций учеников от достигнутых результатов, от постижения ценностного смысла приобретаемых знаний, умений и навыков;  расширение образовательного пространства учеников;  оценка текущих результатов для своевременной коррекции обучения. 7. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Направленность модели ООР на создание образовательной среды, в которой обеспечивается достижение ожидаемых результатов обучения (цели как учебные результаты), актуализирует разработку современной системы оценки качества образования. Очевидно, своевременное получение объективной и достоверной информации (количественной и качественной) необходимо для принятия управленческих решений, повышения эффективности работы образовательных организаций и всей системы образования в целом. В 12-летней школе реализуется 10-балльная система оценивания учебных достижений. Основные моменты системы оценивания учебных достижений учеников в 12-летней школе: 1. Для эффективного отслеживания учебных достижений учеников ожидаемые результаты конкретизируются по 6 уровням подготовки в рамках каждого из уровней школьного образования. 2. Оцениванию будут подлежать реальные результаты учеников, свидетельствующие об их достижениях по усвоению предметных ЗУНов, и знания способов деятельности (компетенций) в контексте системы нравственных норм, ориентаций, общечеловеческих и национальных ценностей. 3. Инструментом оценивания учебных достижений учеников планируется внедрение балльно-накопительной системы оценки. 4. Отслеживание учебных достижений учеников осуществляется на основе системы типовых измерителей – заданий. 5. Растет значимость средств индивидуального продуктивного оценивания (portfolio). Для эффективного отслеживания учебных достижений учеников ожидаемые результаты конкретизируются в рамках каждого из 6 уровней (см. раздел 3 Концепции) школьного образования. Предполагается, что оцениванию будут подлежать реальные результаты учеников, свидетельствующие об их достижениях по усвоению предметных ЗУНов и освоенных способов деятельности (компетенций) в контексте системы нравственных норм, ориентаций, общечеловеческих и национальных ценностей. В этом контексте инструментом оценивания учебных достижений учеников должна стать балльно-накопительная система оценивания. Балльно-накопительная система оценивания учебных достижений учеников предусматривает:  ориентирование на социализацию учеников посредством организации механизма поддержки успешности личности;  дифференцирование уровней усвоения ЗУНов и способов деятельности обучающихся для отслеживания их конкретных результатов;  наличие критериально-ориентированной шкалы оценивания;  возможность для самооценки обучающимися собственных учебных достижений;  гласность процедуры оценивания и прозрачность в накоплении баллов как основы для развития мотивации к успеху в учении. Выше перечисленные факторы обеспечат объективность оценивания учебных достижений учеников. Оценивание учебных достижений учеников подразделяется на внутреннее и внешнее оценивание. Индивидуальные образовательные достижения учеников за все время обучения в общеобразовательной школе оформляются документально и накапливаются в портфолио для дальнейшего продолжения образования. Отслеживание учебных достижений учеников осуществляется на основе системы типовых измерителей – заданий. В заданиях, как средствах организации учебной деятельности учеников, программируется учебная ситуация. При выполнении задания ученик решает учебную ситуацию и показывает уровень усвоения учебного материала и тем самым – достижения того или иного ожидаемого результата обучения по каждой образовательной области для каждого уровня общеобразовательной подготовки. Система заданий разрабатывается в соответствии с ожидаемыми результатами по образовательным областям. Основными ориентирами при разработке системы типовых заданий являются уровни и этапы усвоения, которые, с точки зрения педагогической психологии, являются содержанием учебной деятельности. Поэтому усвоение как целостный процесс состоит из трех этапов, на каждом из которых овладение системой предметных знаний происходит в четыре уровня: знание, понимание, применение, умение. Этапы усвоения характеризуют результаты репродуктивной, продуктивной и творческой учебной деятельности, которые условно обозначаются:  приобретение новых знаний и применение их в типичной ситуации;  преобразование знаний и применение их в нетипичных ситуациях;  самостоятельное приобретение новых знаний. Система заданий как средство измерения достижений учениками ожидаемых результатов по образовательным областям должна соответствовать характеристикам уровней усвоения на каждом из 6 этапов. 8. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2011 – 2014 годы – подготовительный период: • Продолжение научных исследований организации модели ООР • Разработка стандартов, учебных программ, учебников и УМК • Освоение технологий обучения, направленных на индивидуализацию обучения • Разработка балльно-накопительной системы оценивания и измерителей учебных достижений учащихся • Разработка моделей профильного обучения Бейіндік мектеп • Разработка правовых документов по статусу педагога с учетом новых аспектов организации Бейіндік мектеп • Подготовка, повышение квалификации и переподготовка учителей • Разработка и внедрение моделей государственно-общественного управления • Развитие материально-технической базы • Внедрение механизмов подушевого финансирования для учащихся и др. 2015 год – начало внедрения стандартов 12-летнего образования 1,5, 11 классов 2016 – 2020 годы – поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования Авторы: Балыкбаев Т.О., Муканова С.Д., Кунакова К.У., Кабдулова К.Л., Токбергенова У.К., Карбаева Ш.Ш., Ниязова Г.Б., Баимбетова Л.Р.