План профориентационной работы школы
на 2018-2019учебный год
Цель
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
- Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
- Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профессиографические исследования;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
- анкетирование и тестирование старшеклассников;
- профориентационные опросники;
- профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
- экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
- посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);
- посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
- содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
- расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов |
сентябрь |
Ответственный за профориентацию |
|
Координирование работы педагогического коллектива |
в течение года |
Ответственный за профориентацию |
|
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11 классов. |
август-сентябрь
|
Ответственный за профориентацию, заместитель директора по УВР |
|
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп. |
август-сентябрь |
Ответственный за профориентацию |
|
Осуществление взаимодействия с ЦЗН, учреждениями профессионального образования г. Павлодара, предприятиями |
в течение года |
Администрация, ответственный за профориентацию |
|
Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий |
в течение года |
Ответственный за профориентацию |
|
Организация семинаров по проблемам личности обучающихся: - «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся», - «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии», - «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся» |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, заместители директора по УВР и ВР |
|
Выявление выбора предпочтений обучающихся предметных курсов |
сентябрь |
Зам. директора по УВР |
|
Выявление выбора предпочтений обучающихся занятий в творческих группах |
сентябрь |
Зам. директора по ВР |
|
Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, учителя-предметники |
|
Организация уроков по «Мир профессий» |
в течение года |
Ответственный за профориентацию |
|
Организация и проведение классных часов по профориентации |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
|
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях) |
«Безопасное колесо» - сентябрь; «Будем жить» - ноябрь; краеведческие чтения – декабрь; и др. в течение года |
Ответственный за профориентацию, учителя-предметники, зам. директора по ВР |
|
Организация и проведение занимательных викторин и бесед с использование ИКТ |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, библиотекарь |
|
Организация экскурсий на предприятия |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
|
Организация и проведение встреч с представителями |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
|
Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
|
Обеспечение участия обучающихся в работе ярмарки вакансий ЦЗН с целью знакомства с учреждениями среднего профессионального и высшего образования и рынком труда. |
Март-апрель |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
|
Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы |
в течение года |
Классные руководители |
|
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по проблемам выбора элективных курсов по учебным предметам |
сентябрь |
Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители |
|
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального и высшего образования. |
в течение года |
Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители |
|
Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования |
в течение года |
Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники |
Примерная тематика классных часов.
№ |
1-4 классы. |
1 |
Мир моих интересов |
2 |
Профессии наших родителей. |
3 |
Путь в профессию начинается в школе. |
4 |
Моя мечта о будущей профессии. |
5 |
Труд на радость себе и людям. |
5-8 классы. |
|
1 |
Мир профессий. Человек и техника. |
2 |
Мир профессий. Человек на производстве. |
3 |
Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. |
4 |
Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. |
5 |
Мир профессий. На страже закона. |
6 |
Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку |
7 |
Мир профессий. Зеленое богатство. |
8 |
Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. |
9-11 классы. |
|
1 |
Познай самого себя. Беседа, тестирование. |
2 |
Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование. |
3 |
Профориентация и медицинская профконсультация. |
4 |
Мотивы выбора профессии. |
5 |
Психологические характеристики профессий. |
6 |
Они учились в нашей школе. |
7 |
Выпускники школы-учителя |
8 |
Профессии с большой перспективой. |
9 |
Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека. |
10 |
Сотвори свое будущее. |
11 |
Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |