Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года № 1080
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения
1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». В Стандарте применяются термины в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:
1) индикатор – показатель развития ребенка;
2) интеграция – состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию;
3) компетентность – уровень воспитания, развития, образованности, состоявшееся личное качество дошкольника, тип образовательного результата;
4) ключевые компетентности – совокупность знаний, умений, навыков, способностей, применяемых в жизненных ситуациях, позволяющих решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;
5) компетентностный подход – самостоятельная организация учебно-воспитательного процесса, подбор педагогических приемов и методов в соответствии с требованиями стандарта;
6) образовательная среда – целостная характеристика внутренней жизни дошкольной организации, построенной в логике перспективных задач и набора средств, используемых для эффективного личностного, эмоционального, социального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
7) образовательная область – часть образовательного стандарта, включающая набор знаний, практических навыков и умений, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, коммуникативное и социальное развитие дошкольников;
8) образовательная траектория – непрерывный процесс развития ребенка, который намечает педагог совместно с родителями и другими специалистами для достижения определенной цели;
9) организованная учебная деятельность – один из видов деятельности, организованный педагогом и направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для применения знаний на практике;
10) типовой учебный план – основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных заведений (организаций дошкольного образования).
2. Дошкольные организации Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:
1) настоящим государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения;
2) типовыми учебными планами;
3) другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики Казахстан в области дошкольного воспитания и обучения.
3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения:
1) определяет содержание дошкольного воспитания и обучения; содержание предметно-развивающей среды дошкольных организаций;
2) устанавливает требования к максимальному объему учебной нагрузки воспитанников и обучающихся, к уровню подготовки воспитанников и обучающихся, к педагогам организаций дошкольного воспитания и обучения; к организации учебно-воспитательного процесса.
4. Требования Стандарта обязательны при:
1) разработке общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения, которые подразделяются на:
2) основные (базовые, вариативные), обеспечивающие формирование ключевых компетентностей;
3) дополнительные, направленные на реализацию интересов и склонностей ребенка;
4) осуществлении учебно-воспитательного процесса в организациях дошкольного воспитания и обучения, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности, типов и видов;
5) разработке учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для организаций дошкольного воспитания и обучения;
6) государственной аттестации деятельности организаций и педагогов дошкольного воспитания и обучения.
2. Требования к содержанию образования
5. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения направлены на развитие физических, личностных, интеллектуальных качеств детей, формирование ключевых компетентностей, необходимых для обеспечения их социальной успешности и конкурентоспособности на протяжении всей жизни.
6. Дошкольное воспитание и обучение обеспечивает:
1) охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, полноценное физическое развитие, формирование ценностей здорового образа жизни на основе национальных традиций народов Республики Казахстан;
2) создание полноценного пространства и обеспечение комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста;
3) развитие речи и родного языка, культуры общения, подготовку к овладению основами грамоты;
4) формирование ценностных, нравственных ориентаций дошкольника на образцах позитивного поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;
5) воспитание любви к Родине, родному краю, уважения к государственной символике, гуманного отношения к окружающему миру, семье, людям разных национальностей;
6) формирование у ребенка целостной картины окружающего мира, первоначальных представлений о себе, ближайшем социальном окружении;
7) познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности;
8) развитие у ребенка эстетических чувств, творческих способностей в изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности.
7. Содержание дошкольного воспитания и обучения включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».
8. Содержание образовательных областей реализуется через организованную учебную деятельность, самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка.
9. Образовательная область «Здоровье»
Цель: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Здоровье»:
1) физическая культура;
2) основы безопасного поведения, валеология.
10. Образовательная область «Коммуникация».
Цель: воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим миром вербальными и невербальными средствами.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Коммуникация»:
1) развитие речи;
2) художественная литература;
3) основы грамоты и письма;
4) государственный, русский и другие языки.
11. Образовательная область «Познание».
Цель: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Познание»:
1) сенсорика;
2) формирование элементарных математических представлений;
3) конструирование;
4) основы экологии;
5) ознакомление с окружающим миром.
12. Образовательная область «Творчество».
Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса ребенка, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Творчество»:
1) рисование;
2) лепка;
3) аппликация;
4) музыка.
13. Образовательная область «Социум»
Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме, воспитание любви к Родине, уважения к старшим.
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Социум»:
1) самопознание;
2) ознакомление с окружающим миром;
3) экология;
4) художественная литература.
В дошкольных организациях и группах с государственным языком обучения предмет «Казахский язык» заменяется другими предметами на усмотрение организации.
3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки воспитанников и обучающихся
14. Максимальный допустимый объем недельной учебной нагрузки воспитанников и обучающихся, продолжительности организованной учебной деятельности вводится с целью защиты здоровья и психики ребенка.
15. Учебная нагрузка всех возрастных уровней дошкольного образования соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам, установленным в технических требованиях к разработке государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.
В типовом учебном плане установлены рамки учебной нагрузки для каждого возрастного периода.
16. Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников предшкольных классов организаций образования на основании Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» составляет 24 часа, в которые входят:
1) 20 часов, отведенных на образовательную деятельность по реализации базисного учебного плана;
2) 4 часа, отведенных на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и организации различных видов детской деятельности (игровой, трудовой, творческой), проведения досуговых мероприятий; подготовки к занятиям.
4. Требования к уровню подготовки воспитанников и обучающихся
17. Степень овладения компетентностями в каждом возрастном этапе приведена в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.
Таблица 1
Здоровьесберегающая компетентность
№ |
Показатели |
от года |
от 3 |
от 5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Культурно-гигиенические |
Овладевает |
Знает |
Проявляет |
2 |
Физическая |
Приобретает |
Выполняет |
Проявляет творческий подход при выполнении |
3 |
Самостоятельная |
Выполняет |
Овладевает строевыми |
Организует игровую |
4 |
Здоровый образ |
Проявляет |
Знает правила |
Выполняет осознанно |
Таблица 2
Коммуникативно-языковая компетентность
№ |
Показатели |
От года |
От 3 до 5 лет |
От 5 до 6 лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Культура общения |
Вступает в |
Отвечает на |
Соблюдает правила |
2 |
Грамматический |
Старается |
Изменяет слова, |
Проявляет критическое |
3 |
Звуковая культура |
Правильно |
Правильно |
Активно играет со |
4 |
Словарь |
Отвечает на |
Пользуется словами, не опираясь на наглядно представленную |
Понимает и использует в речи антонимы,синонимы, многозначность |
5 |
Связная речь |
Пользуется |
Осваивает основную форму общения – |
Формируется монолог,употребляет разные части |
6 |
Творческая |
Рассказывает |
Рассказывает |
Сочиняет истории, |
7 |
Восприятие |
Эмоционально |
Называет несколько |
Проявляет интерес к |
Таблица 3
Познавательная компетентность
№ |
Показатели |
От года |
От 3 до 5 лет |
От 5 до 6 лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Ориентировка в |
Различает |
Называет признаки |
Рассматривает свойства |
2 |
Познание окружающего |
Проявляет |
Понимает |
Может решать |
3 |
Конструктивные |
Воспроизводит |
Проявляет |
Владеет несколькими простыми обобщенными |
4 |
Основы |
Проявляет |
Владеет некоторыми нормами поведения |
Понимает многообразие |
5 |
Элементарные |
Демонстрирует |
Демонстрирует |
Знает структурные |
6 |
Поисковая и |
Экспериментирует |
Целенаправлен но |
Ставит цель в |
7 |
Работа с |
Проявляет интерес к различным |
Понимает |
Понимает, как |
Таблица 4
Творческая компетентность
№ |
Показатели |
От года |
От 3 до 5 лет |
От 5 до 6 лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Музыкальная |
Различает |
Поет, выполняет |
Участвует в различных |
2 |
Продуктивная |
Создает близкие |
Владеет основными |
Самостоятельно |
3 |
Эстетическое |
Проявляет |
Проявляет интерес |
Эмоционально |
Таблица 5
Социальная компетентность
№ |
Показатели |
От года |
От 3 до 5 лет |
От 5 до 6 лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Навыки культуры |
Понимает нормы и правила |
Ориентируется в |
Умеет попросить о |
2 |
Взаимодействие со |
Проявляет |
Входит в |
Осваивает взаимосвязи |
3 |
Представление о |
Начинает понимать |
Оценивает свой |
Усваивает этические |
18. Сформированные базовые компетентности ребенка задают модель выпускника дошкольной организации:
1) физически развитый;
2) любознательный;
3) активный;
4) эмоционально отзывчивый;
5) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
6) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
7) овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.