Инновационные формы и методы работы по изучению государственных символов, как основы воспитания казахстанского патриотизма.

Иманбекова Г.М.

Заместитель директора по воспитательной работе

ГУ СОШ №1 г. Павлодара

 

Қазір әлемнің қай түкпірінде болсын, тәуелсіз елдің басты нышаны оның мемлекеттік Әнұранымен бірге мемлекеттік Туы мен мемлекеттік Елтаңбасы болып саналады.

Олардың сипаттамасы заң жолымен, әдетте Конституцияда бекітілген.

Халқымыздың тарихында ту көтерген батыр бабалар бейнесі сонау ерте замандарда жартаста сызылған суреттерде айқын бейнеленген.  

Көне ұғымдарды былай қойғанда  аттары бүгінгі дейін жеткен Мөде, Бұмын және Елтеріс, Жәнібек пен Керей, Қасым мен Есім, Тәуекел мен Тәуке, Әбілқайыр мен Абылай сынды ел билеушілеріміздің қол бастаған баһадүрлеріміздің қай-қайсының да өз байрағы болғаны тарихта мәлім.

Қазақ даласында көтерілген байрақ, тулар халықты бірлікке шақырып, жеңіске жеткізіп отырған.

Сондықтан, қазіргі ұрпақтың патриоттік сезімін тәрбиелеуде мемлекеттік нышандар – негіз болу керек. 

Новому времени, современному подрастающему поколению нужны новые подходы. И в изучении государственных символов, как основы воспитания казахстанского патриотизма необходимы инновационные формы и методы. С целью реализации данной задачи в средней школе №1 гавлодара действует ряд центров, клубов, объединений это: центр «Парасат», нравственно-правовой центр «Барс», клуб «Юный друг пограничника», детское объединение «Прометей», поисково-исследовательский клуб «Красная гвоздика».

Совместная работа    всех центров, клубов, кружков, объединений направлено на:

1.     обеспечение необходимых научно-методических, организационно-педагогических, информационных условий для развития воспитательной системы;

2.     формирование уважительного отношения детей и учащихся к государственным символам РК;

3.     повышение у детей и учащихся культуры межнационального общения;

4.     совершенствование системы профилактики религиозного экстремизма;

5.     формирование национальных традиций, патриотизма, толерантности  сотрудничества.

По изучению государственной символики, воспитанию казахстанского патриотизма разработана Комплексная программа, целью которой является формирование патриотизма, привитие любви и уважения к государственным символам РК, к государственному языку, обогащение знаний учащихся о культуре, быте, национальных традициях, обрядах нашего народа.

Но в понимании народа к государственным символам, помимо утвержденных Законом, относятся:

1.     государственный язык;

2.     национальная валюта – теңге;

3.     столица государства – Астана;

4.     исторический памятник «Золотой человек».

Основными направлениями работы центра «Парасат» действующего более 5 лет являются:

1.     патриоттік сезімді тәрбиелеу;

2.     тіл бағдарламасын іске асыру;

3.     ұлттық салт-дәстүрлер.

Центром проводятся акции «Бірыңғай мемлекеттік тіл күні» - первую среду каждого месяца. Проводятся конкурсы, викторины, развивающие мероприятия учителями казахского языка, истории, права, русского языка и литературы:

         «Менің туған жерім»

         «Мемлекеттік тілде сөйлеу – менің парызым»

         «Отаным Қазақстан»

Немаловажную роль в воспитании казахстанского патриотизма в нашей школе играет исследовательская работа по изучению истории символов  (герба, флага, гимна) и пропаганда через школьную газету «Парасат».

Единственный в городе, в школе функционирует центр «Машһүр Жүсіп тану».

По инициативе директора школы, администрации была  проведена акция «Ты – гражданин», каждому учащемуся были вручены подарки-открытки с изображением государственной символики и новым текстом гимна Казахстана на двух языках.

Все эти мероприятия способствуют поднятию национального духа подрастающего поколения, воспитанию казахстанского патриотизма.

Школа в течение нескольких лет сотрудничает с войсковой частью №2033 ПС КНБ РК, разработан  совместный план мероприятий. В клубе «Юный друг пограничника» сформирован почетный караул знаменосцев, утверждены правила выноса государственного флага на торжественные мероприятия. При «Посвящении в ряды ЮДП», произнося торжественную клятву, приклонив колено перед государственным флагом, юный пограничник  выражает дань уважения государственному  символу.

Наряду с практическими занятиями по строевой и боевой подготовке члены ЮДП знакомятся с историей становления пограничной службы  и получают знания на теоретических занятиях по изучению государственных символов. В процессе совместной  работы школы и войсковой части наши дети воспитываются в военно-патриотическом направлении, познают трудовые и боевые традиции народа Казахстана, развиваются физически, готовятся к службе в рядах вооруженных сил РК.

При детском объединении «Прометей» из числа членов детской организации сформирован хор, исполняющий государственный гимн на всех торжественных мероприятиях школы.

Объемная совместная работа проводится центром  нравственно-правового воспитания «Барс», исследовательско – поисковым клубом «Красная гвоздика».  Проводятся разъяснительные и ознакомительные мероприятия по посланию Президента РК, мероприятия  по изучению государственной символики, уроки мужества  при школьном музее.

В школе оборудован и оформлен   зал  Государственной символики, в каждом учебном кабинете информационные стенды по государственным символам.

Наряду с традиционными внеклассными воспитательными мероприятиями (викторина, игра – путешествие, дебаты, круглый стол, игра по станциям) учителями истории, права, казахского языка и литературы, музыки проводятся совместные интегрированные   уроки. В основном на параллелях 5-8 классов.

Совместный урок казахского языка и истории

                     урок казахского языка и музыки

                     урок казахского языка и ОГП

Постепенно нарабатываются традиции, осваиваются новые формы деятельности, возникают новые  и новые условия для изучения государственных символов. Результативность в данной деятельности будет лишь тогда, когда каждый осмыслит необходимость разрабатывания и использования инновационных форм и методов при изучении государственных символов как основы формирования казахстанского патриотизма, опираясь на историю и традиции государства.