Обучение черчению по новой  программе и учебнику

Перфильева Т.И.

Учитель черчения

ГУ СОШ №1 г. Павлодара

 

          Развитие науки и техники не позволяют современному человеку быть технически безграмотным. Каждый специалист, если он профессионал, должен в совершенстве освоить различные машины, приборы, механизмы и уметь управлять ими.

          Наше  государство осуществляет переход к рыночным отношениям. Большое развитие получили международные отношения, соответственно повысились требования к выпускаемым товарам. Следовательно, квалификация работников, выпускающих различные виды продукций, должна быть очень высокой.

          Конец XX и начало XXI века считаются эпохой электронно-вычислительных машин и современному поколению предстоит создание банка знаний с использованием ЭВМ.

 А это не возможно без освоения такого предмета как «Черчение». Не зря говорят, что черчение это язык техники и считающийся международным языком, а умение чертить – второй грамотностью, после умения читать и писать.

          Казахстанская программа по черчению (выпуск 2004 г.) даёт возможность обучить учащихся основным правилам оформления чертежей, геометрическим построениям, методам проецирования, аксонометрическим проекциям, построению видов, разрезов и сечений.

          Огромным плюсом данной программы является то, что предмет ведётся по два часа в неделю. Это даёт возможность выполнить основной объём программы на уроке и во много раз уменьшает домашнюю нагрузку учащихся

          Неплохой результат даёт изучение темы «Геометрические построения» сразу же после темы «Типы линий». Учащиеся, изучив линии чертежа, ведут геометрические построения с учётом видов линий и по правилам черчения, здесь также отрабатывается навык работы с чертёжными инструментами.

          На тему «Методы проецирования» не целесообразно отводить шесть учебных часов так как, на мой взгляд, проецирование точки, прямой, кривой и плоских фигур лучше давать при объяснении темы «параллельное прямоугольное проецирование». «Определение видимости на изображениях», а также «Понятие об обратимости» будут легче усвоены учащимися, если будут показаны при проецировании объёмных геометрических тел, группы тел с вырезами. Здесь же правильнее будет объяснить тему «Изображение линий пересечения поверхностей на видах» предварительно отработав тему «Проекции вершин, рёбер и граней предмета». При объяснении темы «Проецирование предметов на три взаимно перпендикулярные плоскости» не желательно говорить о шести основных видах, так как учащиеся в последствии начинают путать их. Считаю достаточным рассказать о двух системах расположения видов: Европейской и Американской, но упор сделать на три основные проекции.

          К сожалению, программой не предусмотрены такие темы как «Эскизы», «Технический рисунок», «Правила чтения чертежей».

Не все из ребят будут инженерами, но прочитать простейший чертёж должен уметь каждый человек. 

          Для отработки навыков чтения и выполнения чертежей  я рекомендую использовать сборники задач авторов Василенко Е.А., Жукова Е.Т., Школьник Е.С.

Сборник под редакцией Школьника Е.С. единственный, который содержит задания по начертательной геометрии и задания по теме «Взаимно-пересечённые тела».

При выполнении практических работ желательно применять задания творческого характера, необычные, с тем, чтобы у ребят появился устойчивый интерес к предмету. Хорошей помощью будет учебник «Занимательное черчение» автора   Воротниковой  И.А.

          Для контроля теоретических знаний можно использовать тестовые задания. Текстовые тесты ребятам не интересны, а вот графические тесты вызывают некую заинтересованность. Графические тесты могут содержать от 10 до 18 заданий. Такими тестами можно пользоваться практически еже урочно, так как ответы учащихся зашифрованы, то и проверить их можно тут же на уроке используя способ взаимо- контроля. Вся работа, вместе с проверкой занимает от 8 до 13 минут.

          Что касается учебника (автор Есмухан Ж.М., издательство «Мектеп» Алматы 2005г.), то мне он напоминает учебник  черчения 70-х  годов выпуска или учебник  геометрии, так как рисунки, упражнения выглядят и даются на языке математики, а параграфы 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22 – как будто взяты целиком из учебника геометрии автора Погорелова.

          Считаю, что данный учебник не соответствует современным требованиям, да и содержит не полную информацию по предмету:

Учебник не содержит никаких  сведений об основной надписи, а ГОСТ устанавливает её параметры и требует выполнения. Рисунки, предлагаемые автором, не всегда выполняются по правилам черчения: нет осей симметрии, центр окружности выделяется точкой, не соблюдается ГОСТ и по типам линий на рисунках, упражнения содержат больше математических расчётов, единицы измерения также не соответствуют ГОСТу.