Словарная работа на уроках русского языка и литературы как одно из эффективных средств по воспитанию любви к русскому языку

 

Приписнова С. А.

учитель русского языка и

литературы СОШ №1

 

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку! - писал К.Г. Паустовский. Первейшая забота словесника - преподавать язык, добиваясь от учащихся не только знания фактов, его богатств, но и понимания его сказочной способности к универсальному выражению человеческого сознания, полноты чувств и стремлений, понимания многовекового народного опыта, сохраняемого языком и открытого каждому, кто настойчив в его изучении.

Моя система работы со словом состоит из нескольких этапов.

I. Специально организованная словарно - семантическая работа над  публицистической лексикой.

Это позволяет выделить тематические группы слов:

·        общественно политическая лексика: Родина, герб, гимн, флаг, паспорт, столица, конституция;

·        нравственные качества человека: инициативный, активный, пассивный, оптимист, пессимист;

·        армия: герой, героизм, бинокль, подвиг, мужество;

·        памятники: обелиск, монумент, мемориал, постамент, пьедестал, скульптор, архитектор;

·        школа: сверстник, ровесник, текст, тема, гербарий, коллекция.

Работая с тематическим словарем, я использую разнообразные виды упражнений: словарные диктанты, творческие диктанты, диктанты по памяти, сочинения - миниатюры по опорным словам, составление тематических словариков с привлечением материалов из газет.

Творческие диктанты учат школьников понимать различные функции слова, их многоаспектность. Например, пятиклассники перестраивают предложения так, чтобы подлежащее выступало в роли обращения:

Народы мира протестуют против войны.

Молодежь встает в ряды борцов за мир.

В 6 классе от продиктованных прилагательных мужественный, целеустремленный, отважный учащиеся образуют наречия, составляют с ними предложения.

В качестве такого творческого задания предлагаю детям составить один из несуществующих словарей (объемом 15-30 слов). Тематика словарей может быть самой разнообразной:

1. космический словарь;

2. словарь моих любимых слов;

3. словарь самых главных (важных) слов;

4. спортивный словарь; 5. словарь добрых слов;

6. словарь вежливых слов.

Провожу словообразовательную работу, например, над гнездом слов с корнем род- (родник, зарождается, родина, народ, родня, рождение, природа, род). При этом использую яркие рассказы К.Паустовского и Д.Лихачева об этом гнезде слов.

II. Главный тезис своей работы формулирую кратко: обучая детей языку, их нужно учить речи. Жизнедеятельность языка показываю на основе анализа текста. Этот анализ подчиняю тем задачам, которые решаются на уроке. Однако он не обходит таких вопросов, как выявление типа и  стиля речи, темы, идеи. Интуитивное впитывание языковой нормы через короткие (в несколько строк) тексты о родине (с чего начинается Родина, “малая родина”, бескрайность Родины) позволяет учащимся в дальнейшем свободно овладеть словами, конструкциями речи, необходимыми в высказываниях, связанных с общественной тематикой.

Разнообразный дидактический материал учебников русского языка дополняю подобранными текстами из художественной литературы.

На уроках развития речи уделяю внимание формированию основных коммуникативных умений, учу строить высказывание на определенную тему, подчинять его основной мысли, планировать высказывание, собирать необходимый материал, отбирать наиболее уместные лексико-грамматические средства.

Для воспитания бережного и внимательного отношения к слову использую высокохудожественные тексты.

Анализируя стихи русских поэтов о родном крае, девятиклассники отвечают на вопросы: что объединяет эти тексты, какие художественно-изобразительные средства языка используют авторы, мысленно представляют нарисованные в них картины. Систематически проводимый анализ текста вырабатывает у школьников навык быстрого и правильного восприятия информации, глубокого понимания содержания. А это способствует формированию навыка наивысшего порядка - умения составлять собственный текст.Учащиеся составляют текст по данному началу (Я люблю, например, свою улицу, свою школу, свой город). Итогом работы является проведение изложений, сочинений на темы общественно-гражданского характера: “Высшее счастье - жить среди людей и быть им нужным”, “Родина моя”, “Улица моего детства”, “Награды в нашем доме”, “Слово о столице”, “Мое любимое стихотворение о Павлодаре”, “ Любимые места родного Павлодара”.

III. Организация внеклассной работы.

Продолжением учебной деятельности является разнообразная внеклассная работа. Популярностью у детей пользуются читательские конференции по произведениям В.Катаева, Б.Полевого, Б.Васильева. На занятиях кружка “Юный филолог” организую конкурсы по словообразованию, игры “Кто больше?”, “Кто быстрее?”, “Четвертый лишний” и другие.

Используемые формы и методы работы способствуют формированию лингвистической компетенции, развитию и совершенствованию психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, а также воспитывают патриота, гуманиста, интеллектуала.