Сенім телефоны
55-98-37
email: sad27@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар қаласы, Жәшһүр Жүсіп көшесі, 27/1
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
ПРИМЕНЕНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
ПРИМЕНЕНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

   Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее обучен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Во многих странах мира уже много лет успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем дляразвития логического мышления у детей. 

Использование мной на занятиях логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать такие важные понятия математики и информатики, как: алгоритмы, кодирование информации, логические операции, пересечение и объединение множеств и др.

Блоки, как игровой материал, можно использовать для: 
- ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; 
- развития  мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать,;
- развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развития творческих способностей.                                                                     

  Основная цель использования дидактического материала, называемого по имени его создателя «Блоками Дьенеша»: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Логическое мышление в полном объёме начинает формироваться только со старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образноемышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. В этом возрасте развиваем у детей умение выявлять свойства блоков без опоры на наглядность (по слову). Дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства.  Используются карточки, где обозначенное свойство перечёркнуто двумя линиями. Дети учатся описывать блок, используя слова-отрицания. Например,  синий треугольный тонкий маленький блок можно описать как не красный, не жёлтый, некруглый, неквадратный, непрямоугольный, нетолстый, небольшой.                                                                                                                Формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого из них.   Наиболее сложными являются задачи на разбиение по двум или трём свойствам. Такие задания целесообразно выполнять с обручами. В играх с обручами моделируется разбиение множества на подмножества, пересечение и объединение множеств.

     Выбор игр и упражнений с использованием «Блоков Дьенеша» огромен. Все зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Детям такие игры приносят большое удовольствие, так как отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач, способствуют формированию “инстинкта открывателя”. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующей развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

   Таким образом, вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.  Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

 

Белащук Т.А,