Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её, когда это нужно, уметь сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
Дети быстро сходятся с новыми людьми, не испытывая стеснения, вступая в общение с людьми старшими по возрасту. У замкнутых и стеснительных детей расширяется круг общения. Дети стараются поддерживать дружбу продолжительное время, не прерывая её, если что-то их не устраивает. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детстве. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.
Особую важность эта проблема, приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Осуществляя наблюдение, за детьми в группе я обратила внимание на то, что множество негативных явлений (агрессивность, отчуждённость, враждебность и пр.) зарождается именно в детском возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения с себе подобными. Если эти отношения складываются благополучно, формируется готовность человека к сложнейшему многокомпетентному процессу – полноценному межличностному общению. Одним из средств развития коммуникативной компетентности могут выступать элементы социо-игровой педагогики (Е.Е. Шулешко, В. Букатов, А.Ершова). Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры, т.е. жизни между микрогруппами детей. В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.Социо-игровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и общего дела. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком.
2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6 правило: в своей работе я ориентируюсь на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Социо-игровая педагогика дает возможность использования социо-игровых подходов не только на занятиях, но и в разных видах деятельности.
Для работы с детьми я подобрала и адаптировала игры приемлемые в дошкольном возрасте. В утренние часы я использую игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («передай настроение»,«где мы были, мы не скажем» и др.).Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «волшебный клубочек», «доброе животное», «дружба начинается с улыбки», «комплименты» и др. На занятиях предлагаю детям игровые задания, целью которых является пробуждение интереса друг к другу, постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. Они отнесены в группу рабочего настроя: «летает не летает», «волшебная палочка», «буквы загадки», «разведчики», «замри». В группу заданий-упражнений социо-игрового приобщения к делу собраны игры-задания, каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом. Целью этих игр является выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом. Это следующие игры: «Эхо», «Превращение предмета», «Пишущая машинка», «Фраза с заданными словами». Не маловажными являются упражнения для творческого самоутверждения, они имеют свою специфику. При их выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия. Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений. Это такие игры как: «фраза с заданными словами», «собрать диалог», «костюм превращение», «детские стихи по ролям», «да и нет, не говорите» и др. Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, я использую разминки-разрядки: «заводные человечки», «воробьи-вороны», «руки-ноги», «клубок», «выход ряда» и др. На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Сюда входят: «считалки»,«вороны-воробьи»,«горелки»,«прятки».
Законы социо-игрового общения:
- Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- Не ворчать, не ныть, не бурчать;
- Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- Будьте взаимно вежливы, терпимыми, и сдержанными.
- Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- Поддержи, помоги подняться и победить;
- Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;
- Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.
Плюсы социо-игрового стиля:
- Отношения: «ребенок - сверстники»;
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих) ;
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.