Телефон доверия
8(7182)533200
email: sad51@goo.edu.kz
Адрес: улица Академика Сатпаева, 13
8(7182)533200 - руководитель 530759 - методист 653285 - бухгалтер 533092 - медсестра
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
09.00-18.00. Түскі үзіліс/Обеденный перерыв -13.00-14.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Капризы, упрямство, негативизм. Пути их решения, профилактика.
Капризы, упрямство, негативизм.  Пути их решения, профилактика.

Капризы и  упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами поведения, усваивает установленные нормы, взаимодействует с окружающими. 

Психологический словарь под редакцией А.Л. Венгера дает развернутое определение данным понятиям:

Капризы детские –  особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями капризов детских чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики".

Упрямство – особенность поведения, в устойчивых формах – черта характера; выступает как дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести… У детей появление упрямства может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.

Период упрямства и капризности начинается примерно с полутора лет. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже возможны. Пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Причины появления капризов:

  1. Особенности психического развития ребенка: в своем развитии ребенок проходит определенные стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости. В норме естественным (хотя и необязательным) является учащение капризов в периоды возрастных кризисов, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.
  2. Смена обстановки. Например, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Единственный приемлемый для ребенка способ преодолеть ощущение одиночества — бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Недостаток родительской любви — пожалуй, главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.
  3. Различие природных темпераментов ребенка и взрослых. Часто родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Даже самый спокойный флегматик начнет капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника.
  4.  Признак или следствие физического недомогания. Ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут чувствовать так, как чувствуют взрослые, что происходит в организме.

Капризы могут быть и на этапе выздоровления ребенка. Когда он уже хочет принимать активное участие в подвижных играх, а ему еще нельзя, необходимо продолжать лечение. Он этого не осознает и начинает капризничать.

  1. Могут возникнуть капризы и от переутомления, и от перенапряжения, и от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя нагружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.
  2. Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека. Ребенок хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, любви. Особенно часто капризы по этой причине встречаются у тех детей, которые окружены излишней заботой и вниманием. Этим малыши начинают злоупотреблять уже на бессознательном уровне.
  3. Реакция на родительский запрет. Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.

Подобная реакция может возникнуть, если запрет касается свободы ребенка. Подумайте, сколько раз за день он слышит: «Не бегай, не вертись, не ползай, не шали!»

  1. Самоутверждение. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Он должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают право самостоятельного выбора, понимают и уважают его.
  2. Заласкивание  ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требовании к нему (так называемые "капризы баловня").
  3. Безразличное (мало эмоциональное) или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и негативным образцам поведения и действиям ребенка, отсутствие четкой системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного").

Проявления капризов

Капризы могут носить случайный, эпизодический характер (например при эмоциональном перенапряжении или физическом недомогании, как реакция раздражения на препятствие, запрет).  Вместе с тем, капризы часто принимают вид стойкого и привычного поведения в общении с окружающими (особенно близкими взрослыми) как средство достижения своих желаний и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера.

Преодоление капризности в поведении ребенка требует четкого определения причины, вызвавшей ее, и изменения стиля общения с ребенком.

Прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.

Как вести себя взрослым для преодоления капризов.

  • Не говорите при ребенке, что он капризен.
  • Ребенку будет интереснее и легче выполнять то, что от него требуют в процессе игры. К примеру, если вы предложите вашему малышу есть или одеваться наперегонки с вами, то ваш малыш станет быстро и с большим желанием есть, одеваться или умываться. Можно также предложить ему, чтобы он сам показал любимой кукле или мишке, как нужно быстро и хорошо умываться.
  • Положителен также пример использования метода «естественных наказаний». Например, при долгом сидении за столом и отказе принимать пищу ребенком, вы предупреждаете его о том, что через 30 минут после звонка будильника, вы все убираете со стола, и он ничего больше до ужина не получит. Не страшно, если раз поголодав, он сделает для себя выводы на будущее.
  • Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  • Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир «его глазами».
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!» Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю, и он успокоится.
  • Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета». Спокойный тон общения, без раздражительности.
  • Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
  •  Хвалите ребенка за поступок, за свершившееся действие. Начинайте сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • Научитесь хвалить, не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

  • Эффективный способ остановить истерику — пятиминутный тайм-аут. Посадите ребенка на стул, стоящий около стены, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, малыш с большой вероятностью справится с истерикой.
  •  Еще один способ успокоить кричащего ребенка — присоединиться к нему. Начните плакать вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного «хорового пения» основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, малыш успокоится.
  •  Многие дети имеют скверную привычку биться головой о стенку или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение — притворство или провокация, а потому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребенка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда. Лучший способ отучить от этой привычки — игнорировать.
  •  Если каприз ребенка выражается в нытье, скажите ему: «Когда ты ноешь и хнычешь, я не понимаю ни слова из того, что ты хочешь мне сообщить. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». Как только это произойдет, обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу: «Ну, вот, наконец-то мы можем поговорить спокойно».
  • Очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случае ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание.

Основные пути предупреждения капризов:

  1. рациональная организация жизни и всей системы воспитания в семье;
  2. соблюдение режима дня и достаточное распределение внимания потребностям ребенка, но не чрезмерное;
  3. последовательность поведения взрослых – за первоначальным отказом – не должна следовать уступка;
  4. спокойное игнорирование капризов, когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного;
  5. проявление к детям достаточного внимания, любви, признания, так как капризы иногда носят демонстративный характер и имеют цель привлечь внимание взрослых;
  6. наполнение жизни ребенка познавательным интересным содержанием.

Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, активных и энергичных от  природы детей.  И у детей избалованных, привыкших к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.

Крайняя степень упрямства –  негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослых. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, тогда, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой, когда взрослые без конца уговаривают ребенка, все ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против потока воспитательных мер.

Бывает, что упрямство обусловлено особенностями билатеральной регуляции (особенностями соотношения правого и левого полушария головного мозга). Здесь речь идет о некотором доминировании правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука. У таких детей в 2 года более бурно протекает возрастной период самоутверждения.

В другом варианте упрямство проявляется беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом и лишь на короткое время. Это психопатическая форма упрямства и здесь уже требуется психиатрическое вмешательство.

Чаще всего наблюдается невротическая форма упрямства, определяемая как «дух противоречия». В отличии от психопатического, оно сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это оно возникает вновь и вновь, так как носит непроизвольный, болезненный характер, являясь одним из выражений общего функционального расстройства высшей нервной деятельности, возникающего под воздействием длительно действующего и неразрешимого для ребенка эмоционального стресса.

Причины  упрямства.

  1. Основная и главная причина упрямства – это взаимоотношения между родителями и детьми.
  2. Нежеланный ребенок (хотели девочку, родился мальчик).
  3. Конфликты между родителями.
  4. Требования беспрекословного послушания.
  5. Перестановка или инверсия семейных ролей (бабушка - мама, мама – папа, папа устраняется от воспитания или его нет вообще).

Проявления упрямства:

 - в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

 - выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём».

Виды проявления упрямства:

1. Пассивный протест (обида, молчание) и активный протест (возмущение) против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей;

2. Настойчивое желание выразить свое собственное мнение;

3. Нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых;

4. Фазовые состояния мозга при неврозах;

5. Уклонение от необходимости принять решение или игнорирование просьб взрослых с эгоцентрической фиксацией на своих интересах и агрессивно-негативная (психопатическая) трактовка происходящих событий и отношений других людей.

 Пути преодоления упрямства.

1. Увлечь интересным заданием, игрой, всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы;

2. Представить себя на месте ребенка;

3. Сопоставить поведение ребенка дома и в детском саду;

4. Чаще играть с детьми;

5. Общаться «лицом к лицу»;

6. Проигрывать конфликтные ситуации в иносказательной форме с переменой ролей по возрасту.

 В целом же, для искоренения упрямства необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этого явления лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник упрямства только в ребенке бесполезно.

Сравнительная характеристика упрямых и капризных детей

 

Упрямец

Капризуля

Любимое выражение: «Я хочу!» Для «упрямца» самое главное — не уступить, настоять на своем. У упрямого ребенка всегда есть мнение, цель, которые он может противопоставить желанию родителей.

Любимые слова «Я не хочу!» Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители. Такие дети почти никогда не предлагают своего варианта.

Если взрослый махнет на него рукой, он будет только рад

Стремится добиться еще большего внимания к себе.

Упрямство ребенка результат требовательности родителей

Капризы ребенка следствие чрезмерной уступчивости близких.

Упрямство легче поддается коррекции. Его неправильное поведение — во многом отражение неправильного поведения взрослых. Изменится позиция взрослых — изменится и позиция ребенка.

Капризы тяжело поддаются коррекции. Изменение поведения взрослых не ведет к исчезновению капризов, а, как правило, наоборот, усиливает их.  

Изменений личности у ребенка в большинстве случаев нет.

У капризного ребенка формируются крайне неприятные личностные качества. Такой ребенок безынициативен, прилагать усилия к чему-либо, он не умеет.

Упрямство — это результат «избытка» у ребенка таких качеств, как излишнее самоуважение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающих ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений.

Капризы— недостаток развития личностных качеств.