Современный молодой учитель… Это учитель энергичный, творческий, подвижный, открытый ко всему новому и более восприимчивый к интересам учеников. Вместе с тем, это учитель, у которого еще недостаточно знаний, недостаточно опыта. Начинающий педагог стоит на первой ступени своей профессиональной деятельности, и он, конечно же, будет испытывать трудности в работе. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Отсутствие профессионального педагогического сопровождения приводит к неудовлетворенности молодого специалиста выбранной профессией, разочарованию в выборе и уходу из профессии.
О необходимости профессионального сопровождения молодых специалистов писал А. С. Макаренко: «Как бы успешно учитель ни закончил педагогический вуз, если он не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом». Для города Павлодара эта проблема актуальна. За последние 3 года в школы города прибыли 409 молодых специалистов, что составляет 12% от количества всех педагогов города. Большую часть педагогического корпуса города составляют высококвалифицированные педагоги (доля педагогов-мастеров, исследователей, экспертов 1 и высшей категории составляет свыше 75%), поэтому требуется своевременная подготовка кадрового резерва из числа молодых.
В городе сложились формы эффективного сопровождения молодых специалистов, обеспечивающие условия для успешной адаптации молодых специалистов, их самоутверждения, раскрытия творческих способностей и повышения профессиональной компетентности, которые апробируются методическим кабинетом города и администрациями общеобразовательных школ. Поэтому важное место в системе работы методического кабинета занимает работа с молодыми специалистами. Это направление методической работы реализовано в рамках инновационного проекта «Формирование и оценка профессиональных качеств молодого педагогоа (клуб «ПроЛС»).
Планирование работы клуба «ПроЛС» осуществляется на основе диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов.Так, 69 % начинающих педагогов затрудняются в постановке целей урока, 80 - в выборе содержания на урок, 84% испытывают трудности в отборе технологий урока, в том числе оценивания, 74% - домашнего задания, 56% - в организации деятельности учащихся, дифференциации на уроке. Этими проблемами и обозначены основные задачи планирования заседаний клуба ПроЛС. В их числе - обеспечение психологической поддержки в период адаптации молодых специалистов, выявление и предупреждение наиболее типичных ошибок, оказание помощи в преодолении педагогических затруднений, установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами, обобщение положительного педагогическогоопыта, апробация и внедрение в работу молодых учителей современных образовательных технологий,содействие формированию индивидуального стиля творческой деятельности, профессиональному росту молодых педагогов.
Методическим кабинетом отдела образования продолжается поиск актуального содержания и современных эффективных форматов работы с молодыми педагогами, апробируются инновационные форматы работы. Успешному формированию профессиональных качеств молодых специалистов способствует сложившаяся в практике работы система мероприятий и форм организации деятельности: семинары-коучинги по методике современного урока и системе оценивания, серия семинаров-практикумов по проблеме «Тайм-менеджмент и портфолио молодого специалиста».
В течение года в сотрудничестве с тренерами Центра педагогического мастерства проведены практические сессии по актуальным вопросам методического сопровождения молодого педагога, в том числе и по вопросам организации обучения в дистанционном формате: эффективное применение модели 4к в планировании урока, эффективные способы организации онлайн-уроков дистанционного обучения, дифференцированный подход в обучении в условиях обновленного содержания образования, критериальное оценивание. Методические подходы к разработке заданий для оценивания, лидерство учителя как фактор успешности обновления образования.
Наряду с привычными формами, обеспечивающими профессиональное развитие молодых педагогов, меняется инфраструктура профессионального развития через реализацию молодежных педагогических игр. Успешной трансляции приобретенного опыта в практику работы с детьми способствуют конференция «Мой профессиональный выбор», «Педагогический ринг», КВН молодых специалистов, посвящение в молодые специалисты «Встреча 3 поколений», «Встреча без галстуков с педагогами Назарбаев интеллектуальной школы», Форум наставников и молодых специалистов. Участвуя в подобных мероприятиях, молодые педагоги впоследствии переносят освоенные форматы работы в практику работы с детьми.
Реализация проекта ПроЛС позволяет обеспечить становление профессиональной карьеры, формирование hard и soft skills, личного развития молодого педагога, решение проблемы повышения качественного и методического уровня молодых специалистов, результативности участия молодых специалистов в профессиональных конкурсах, обеспечивает возможность повышение квалификации и категории в процессе аттестации, выработку собственной профессиональной позиции молодого педагога.
В рамках реализации Закона «О статусе педагога» при методкабинете создана «Школа наставников». С 1 сентября 2020 года за молодыми специалистами школ города закреплены 116 наставников из числа 6 педагогов-мастеров и 110 педагогов-исследователей. В течение учебного года в рамках Школы наставника презентован опыт работы школ № 16, 34, 36, 24 по актуальным вопросам диагностики определения уровня профессиональной подготовки и индивидуальных потребностей молодого педагога, основам планирования работы наставника с учетом результатов диагностики уровня профессиональной подготовки, выбора эффективных форм работы наставника с молодыми специалистами, определения эффективности адаптации начинающего учителя к самостоятельной педагогической деятельности.
По итогам года проведен 1 городской Форум молодых педагогов и наставников в офлайн и онлайн форматах на платформе ZOOM «Мектеп болашағы - жас мұғалім қолында» - «Будущее школы - в руках молодых педагогов», в котором приняли участие 120 молодых педагогов и их наставников из 42 школ города из числа победителей интеллектуальных и творческих конкурсов, соревнований, олимпиад международного, республиканского, областного уровней. Своими профессиональными секретами формирования талантливого педагога поделились с молодыми специалистами и их наставниками Максилова Б. Ш., председатель Совета матерей Павлодарской области, председатель общественного объединения «Нұр-ана әлемі», ветеран педагогического труда, опытный наставник, Сеитова С. Ш., председатель профсоюза педагогических работников города, Жаксылыкова Ж. Ж., учитель-мастер начальных классов школы-лицея № 16, Есмакаева Г. Б., учитель-исследователь географии и истории школы № 21.
Результативность методического сопровождения молодых специалистов мы оцениваем по положительной динамике таких показателей, какповышение уровня закрепленности молодых специалистов в школах города, широкое вовлечение молодых специалистов в проведение мероприятий, успешная адаптация начинающих педагогов, позволяющая добиться положительных результатов в работе с учащимися, раскрытие творческого потенциала молодого педагога, сформированная потребность в постоянном самообразовании, пополнении своих педагогических знаний, повышение квалификационной категории молодых специалистов.
В течение 2019 - 2020, 2020 - 2021 учебных годов успешно прошли аттестацию на присвоение категории педагог-модератор 63 молодых педагога, в том числе 38 - без сдачи Национального квалификационного теста. Эффективность сформированной системы работы подтверждают результаты участия молодых педагогов в профессиональных конкурсах: динамика результативности за 3 года составила 57,3%. Из числа молодых специалистов в 2020 - 2021 учебном году 8 стали призерами республиканских профессиональных конкурсов, 36 - областного уровня, 49 - городского. Все это убеждает нас в эффективности сформированной системы работы по методическому сопровождению молодых специалистов в учреждениях образования г. Павлодара.