ВЕБ-САЙТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙГОРОДА ПАВЛОДАРА
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000, г. Павлодар, ул. Кривенко, 25
32-21-67
телефон доверия/Call-центр
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
Аналитика сайта
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Актуальные проблемы менеджмента руководителя школы в современных условиях
09-07-2021 10:38
Актуальные проблемы менеджмента руководителя школы в современных условиях

Современная казахстанская школа работает в условиях масштабных реформ и коренной модернизации. В связи с этим выдвигаются новые требования к личности управленца. Руководитель нового типа играет громадную роль в поддержании работоспособности педагогического коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы». В условиях обновления содержания, смены парадигмы образования кардинально меняются  требования к профессиональному уровню директора школы и его заместителей, которые должны успешно владеть навыками стратегического планирования, оптимальной организации труда, генерации  идей, принятия  грамотных управленческих решений, умения брать на себя ответственность, обладать  высокой культурой управленческого труда, коммуникативными, профессиональными, личностными и организационно-управленческими навыками для формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе школы.

В основе планирования работы методического кабинета отдела образования города Павлодара с руководящими кадрами учреждений общего среднего образования лежат Swot-анализ оценки внешних и внутренних рисков и перспектив, контроллинг персонала, итоги анкетирования по проблемам управленческой деятельности. Проблема профессионального сопровождения  молодых руководителей школы актуальна для  сферы образования города: до 50% директоров школ имеют стаж работы в должности от 1 до 3 лет, в том числе каждый 4 имеет стаж до года. Аналогично 28 заместителей руководителя школы (29,5%) имеют управленческий стаж от 0 до 5 лет.

В числе внутренних сильных сторон можно отметить многообразие типов и видов учреждений общего среднего образования, достаточно высокий качественный уровень педагогических работников, сложившуюся в практике  работы методического кабинета систему сопровождения процесса становления молодых руководителей. Для эффективной организации процесса поддержки и грамотного методического сопровождения молодых управленцев в условиях города есть благоприятные возможности. Это возможность прохождения курсов по вопросам инновационного менеджмента в рамках аутсорсинга на базе Павлодарского государственного педагогического университета (успешно прошли курсы в течение 2020 - 2021 учебного года 31 молодой руководитель школы), отлаженные коммуникации между методической службой отдела образования и руководителями всех уровней,  возможность повышения компетентности руководителей в Школе молодого директора и Школе молодого заместителя дтректора.

В целях  совершенствования  управленческой культуры молодых  руководителей на базе методического кабинета на системной основе работают «Школа молодого директора общеобразовательной школы в условиях обновления содержания образования» и «Школа молодого заместителя директора». Их организация позволяет реализовать цель формирования практических компетенций молодых руководителей в вопросах эффективного менеджмента  в условиях обновления содержания по актуальным проблемам.

В работе с молодыми руководителями  школ в ходе практико- ориентированных семинаров актуальными были проблемы развития профессиональной компетентности по овладению навыками проведения проблемно-ориентированного анализа работы школы и перспективного планирования работы школы, в том числе Программы развития, нормативного обеспечения, технологий педагогического совета, структуры, содержания, технологий разработки годового плана, формирования эмоционального интеллекта и педагогического стиля руководителя, системы внутришкольного контроля в условиях внедрения системы критериального оценивания, в том числе и в процессе комбинированного формата обучения текущего учебного года.

Проблемные по итогам анкетирования для заместителей директора по учебной работе вопросы определили тематику «Школы заместителя директора»: это разработка рабочего учебного плана школы, документирование управленческой деятельности, планирование и анализ эффективного урока, содержание, анализ и планирование  ВШК, современные подходы к содержанию и организации деятельности предметных методических объединений, творческих групп, методического совета.

Важную роль в формировании успешного менеджера-руководителя играет организация наставничество со стороны опытных руководителей и управленцев сферы образования. Так, в проведении семинара в онлайн-формате на тему «Профессиональная этика руководителя как «практическая философия менеджмента в современных условиях» приняли участие Айтказина Самал Оспановна, руководитель отдела образования, ветераны педагогического труда:

Мукашева Зауреш Куантаевна, многие годы возглавлявшая педагогические коллективы школ № 2,20, отдел образования города  Павлодара, «Почетный работник образования РК», обладатель Почетного знака «За заслуги перед областью».

Жалмагамбетова Булгун Шакеновна, Почетный работник образования Республики Казахстан», обладатель ордена «Құрмет», Почетного знака «За заслуги перед областью», руководитель школ № 24, 25, школы-лицея № 10, филиал АО НЦПК «Орлеу» института повышения квалификации педагогических работников по Павлодарской области.

Сеитова Сабира Шакеновна, Почетный работник образования Республики Казахстан», председатель Филиала ОО «Павлодарская городская профсоюзная организация работников образования», на протяжении многих лет возглавляла  педагогические коллективы школ № 6, 29.

В ходе встречи молодые руководители школ  получили бесценный опыт управленческого мастерства и кладезь педагогической мудрости по вопросам  стратегического планирования, формирования педколлектива и предотвращения конфликтов, взимоотношений с родителями и учащимися, приемам организации собственной деятельности и эффективным приемам менеджмента в современных условиях, вопросам педагогической этики, получили ответы на свои вопросы.

В период весенних каникул для молодых руководителей была организована 3-х дневная «Весенняя школа передового опыта», в работе которой приняли участие 26 молодых директоров. Занятия прошли в формате презентации опыта управленческой деятельности директоров школы-гимназии № 9 г. Павлодара Завальной С. В., школы имени Б. Момышұлы Мамбетовой М. К., школы имени М. Ауэзова Тургульдиновой И. Ж. Руководителям школ были продемонстрированы эффективные техники и технологии работы с сотрудниками, варианты планирование командной работы, инновационного управления школой в условиях обновления содержания образования и эффективное взаимодействие с родительской общественностью, разработка дескрипторов для оценки качества образования на основе Программы развития школы.

Особое внимание в вопросах успешного менеджмента  занимают вопросы управления кадрами. В ходе семинаров директорам школ была представлена система работы профессионального сообщества учителей, эффективная структура  форм, приемов и инструментов  организации методического сопровождения  педагогов на уровне школы. В формате «живого микрофона» молодые директора смогли получить ответы на интересующие их вопросы организации  коллектива, сотрудничества с родителями, формирования этической культуры школы, выстраивания эффективного диалога с коллегами, секретах управленческой практики.

Модернизация общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций, одним из главных показателей которого выступает такое личностное качество, как профессиональная компетентность. Поэтому  деятельность методического кабинета по повышению профессиональной компетенции молодых руководителей в условиях модернизации  образования и  качества реализации  государственных стандартов будет продолжена в новом учебном году.