ВЕБ-САЙТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙГОРОДА ПАВЛОДАРА
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000, г. Павлодар, ул. Кривенко, 25
32-21-67
телефон доверия/Call-центр
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
Аналитика сайта
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Функциональная грамотность школьников - важнейший инструмент повышения качества образования
22-09-2021 09:32
Функциональная грамотность школьников - важнейший инструмент повышения качества образования

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Систематически проводимая работа по подготовке к исследованиям TIMSS и PIRLS при правильной ее организации, способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. На сегодняшний день Казахстан принимает участие в нескольких международных сопоставительных исследований, отражающих развитие навыков в течение всей жизни. Среди них исследование TIMSS. Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS - это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных стран.

В течение 7 лет с 2015 года под руководством методического кабинета отдела образования г. Павлодара действуют творческие группы начальных классов по составлению компетентностно-ориентированных заданий разного вида на основе  исследований программы «TIMSS» и «PIRLS». В 2014 - 2015 учебном году в городской школе № 21 были сформированы творческие группы учителей начальных классов в составе 20 человек. Руководители данных объединений Гетманская Наталья Владимировна (учителей русских классов),  Дюсенова Рысжан Курмановна (казахских классов). 2016 - 2017 учебном году была создана творческая группа учителей начальных классов по работе с международной программой «PIRLS». Руководитель группы Алпыспаева Жанара Амановна (с русским языком обучения) и Смагулова Сандугаш Габбасовна, Байшукур Карлыгаш Шишкановна (с государственным языком обучения). Целью творческих групп учителей начальных классов - привлечение  педагогов к работе по составлению компетентностно-ориентированных заданий разного вида на основе исследований программы «TIMSS» и «PIRLS», связанных с обновлением  содержания образования.

Создание творческих групп по составлению компетентностно-ориентированных заданий разного вида на основе  исследований программы «TIMSS», строилось на основе материалов Международной Ассоциации «TIMSS»,  по оценке образовательных достижений учащихся 4 классов математического и естественнонаучного образования. А также в творческой группе PIRLS по теме «Подготовка учащихся к международному исследованию PIRLS» задания направлены на развитие читательской грамотности учащихся. Творческая группа разрабатывает материал по подготовке младших школьников, начиная с 1 - 4  классы, к исследованиям TIMSS: «Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся начальных классов к международному исследованию PIRLS», сборник «Тренажёр для формирования читательской грамотности PIRLS»,«Методическое пособие по проведению практических занятий в рамках программы TIMSS», «Рабочая тетрадь ученика 4 класса «Практические занятия по выполнению программы TIMSS». Пособие состоит из анотации на 3 языках, рабочих листов,  дескрипторов и банка ответов для учителя по каждому листу.

Целью данных работ является создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.       Ожидаемым результатом городских творческих групп является овладение практическими навыками данных  исследований. Это значит заменить формальный процесс передачи знаний, решением конкретных учебных задач, при совместном обсуждении учеником и учителем, осмысления и применения знаний на практике.

Рабочая тетрадь является актуальной в данной ситуации, она разработана на основе исследований программы TIMSS и предполагает решение следующих задач: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических, естественнонаучных знаний и умений, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие способностей учащихся. Все задания в данном исследовании делятся на 6 разделов: математика представляет данные, числа, геометрические фигуры и измерения, естественнонаучный блок - биологию, географию и астрономию, физические науки. Данная рабочая тетрадь ученика содержит компетентностно-ориентированные задания разного вида на основе исследований программы «TIMSS» и практических занятий созданных на основе материалов Международной Ассоцциации TIMSS. Содержание представлено через разработки практических занятий, по уровням таксономии Блума, которые подтверждают целесообразность и возможность включения в содержание математического, естественнонаучного образования учащихся начальной школы ряда вопросов, не входящие в действующий стандарт  начального образования.

- Стало совершенно ясно, что в данной группе находятся люди, которые в полной мере осознают важность  овладения практическими навыками данного исследования. Результатом таких форм, в период обновления содержания, стал выпуск 24 методических пособий по составлению компетентностно-ориентированных заданий разного вида на основе исследований программы «TIMSS», которые были признаны лучшими в городе и в области. От качества нашей с вами работы зависит, насколько  наши учащиеся, получившие обязательное общее образование, функционально грамотны, владеют  знаниями и умениями, необходимыми им для адаптации и полноценного функционирования в современном обществе, для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Все участники познавательного процесса должны понимать, что максимальное владение, понимание и применение естественнонаучных и математических понятий в жизни раскрывает значительные возможности перед человеком. Нам необходимо ориентироваться на 2023 год, следующий этап проведения исследования. Подготовка школьников к такому серьезному исследованию должна быть систематической и последовательной. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы научить младших школьников творчески мыслить, подготовить их к жизни, практической работе. Новые ориентиры в начальном образовании направлены на порождение интеллектуальной инициативы и мышления учащихся. Время не останавливается, а значит участие в Международных сравнительных исследованиях в области образования, таких как TIMSS и PIRLS, продолжающийся процесс. На новом этапе у образования, есть уникальный шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее, - говорит Кайргазина Шолпан Шахановна, методист отдела образования г. Павлодара.