ВЕБ-САЙТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙГОРОДА ПАВЛОДАРА
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000 Pavlodar, 25 Krivenko St.
32-21-67
телефон доверия/Call-центр
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
ДОКЛАД о состоянии и развитии системы образования в городе Павлодаре
24-08-2011 12:18

 

Отдел образования города Павлодара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

о состоянии и развитии системы образования

в городе Павлодаре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город  Павлодар – 2011


Ответственные за выпуск: сектор среднего общего образования

 

         Доклад подготовлен  с использованием Методических рекомендаций по разработке, публикации и распространению аналитических докладов на основе статистики о состоянии  и развитии систем образования национального и регионального уровней, разработанных и рекомендованных Министерством образования и науки  Республики Казахстан.

         Доклад согласован с начальником отдела образования города Павлодара.

         В докладе дается характеристика развития системы общего образования как ресурса социально-экономического развития города. Анализ строится на статистических материалах, мониторинговых исследованиях. Доклад адресован всем заинтересованным лицам в формировании образовательной политики развития образования города, в том числе работникам системы образования, управленческим кадрам в сфере образования, родителям и другим представителям местного сообщества.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  В 2010 ГОДУ .......  4

ГЛАВА 2. МАСШТАБ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ  И ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ........... 7

2.1. Сеть и контингент организаций образования ............................................................... 7

2.1.1. Дошкольное воспитание и обучение     ................................................................... 7  

2.1.2. Среднее общее образование  ................................................................................... 9

Дневные общеобразовательные школы ................................................................... 9

Начальные школы ............................................................................................................ 11

Основные школы .............................................................................................................. 11

Средние школы ................................................................................................................. 11

Малокомплектные школы .............................................................................................. 13

Школы с углублённым изучением предметов...........................................................14

Школы для детей с ограниченными возможностями в развитии ......................15

Соцзащита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ......16

Комплексы «школа-детский сад» .................................................................................16

Индивидуальное обучение  ............................................................................................16

Вечерние общеобразовательные классы  ................................................................ 16

ГЛАВА 3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ...........................................17

3.1. Кадровое обеспечение системы образования ..............................................................17

Дошкольное воспитание и обучение ............................................................................. ... 17

Среднее общее образование  ..............................................................................................19

Повышение квалификации и подготовка кадров............................................................23

3.2. Материально-технические обеспечение системы образования .............................23

ГЛАВА 4. КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ ..............................................26

4.1. Государственные  стандарты образования ................... ...............................................26

4.2. Учебно-методическое обеспечение ................................................... ........................... 28

Информатизация образования ............................................................................................28

Сменность занятий  ................................................................................................................29

Организация дополнительного образования обучающихся  ........... .............................30

ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ........................    31

5.1. Внешняя оценка учебных достижений ............................................................................. 31

5.1.1. Единое национальное тестирование ........................................................................... 31

5.2. Выпуск обучающихся организациями среднего общего образования .................... 36

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В 2010 ГОДУ И ВЫВОДЫ.....................................                                                                                                                      43


ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА В 2010 ГОДУ.

 

            В Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» Глава Государства Н. Назарбаев поставил перед системой образования задачу повышения качества образования до уровня мировых требований.

Обеспечение качества образования  становится одной из важнейших стратегических задач в общей стратегии развития Республики Казахстан. Программным документом для работников системы образования на ближайшие годы будет  Стратегический план МОН РК, на основе которого разработан стратегический план  города. Основное назначение этого программного документа - формирование и реализация государственной политики в области образования и науки, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально-экономический рост. Качественная реализация поставленных задач будет способствовать становлению высокообразованной, конкурентоспособной, интеллектуальной нации. 

Важное  значение в вопросах управления развитием образования придается мониторингу качества образования как основе для принятия управленческих решений.

Основная идея настоящего доклада заключается в том, чтобы показать, каким образом система образования города  может рассматриваться в качестве ресурса социально-экономического развития. Система образования - сфера, производящая новое качество человеческого ресурса, способного к реализации социально-экономических задач развития региона, а не только  сфера важнейших затрат  социального блока.

За последнее пятилетие создана реальная основа  для качественного перехода от закрытой, централизованной системы, к открытой системе образования, способной к интеграции в мировое образовательное пространство, кардинальная модернизация системы образования, значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества и выход на европейский уровень.

            В рамках этих глобальных целей и задач отдел образования при разработке «Стратегического плана на 2010-2014 годы»  определил основными задачами:

  • обеспечение качественного общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, равного доступа к образованию;
  • организацию эффективного управления системой образования города с целью ее эффективного развития и функционирования.

Впервые, в соответствии с международными требованиями к оценке качества образования, в Стратегическом плане  отражены индикаторы (измерители) и показатели достижений, что позволит целенаправленно двигаться к поставленным целям.

            Образовательные учреждения города Павлодара располагают достаточными ресурсами для решения важнейших задач, поставленных Президентом нашей страны, и обеспечивают устойчивые результаты обучения и воспитания.

Цель доклада - представить анализ состояния системы  образования города Павлодара, выявить особенности и проблемы ее развития, представить основные характеристики системы образования для оценки ее вклада в реализацию социально-экономической политики города и области.

Для реализации данной задачи остановимся на краткой характеристике контекста развития системы образования, аналитическом обзоре факторов, оказывающих влияние на развитие  образования в городе.

Город Павлодар  относится к хорошо освоенным территориям, характеризующимся высоким потенциалом природных ресурсов и активно развивающейся экономикой.

Особенностью города Павлодара является высокий уровень развития научно-образовательного комплекса, что характеризуется высоким уровнем занятости населения в в добывающей и обрабатывающей промышленности.

Экономическая политика города  направлена на развитие инновационного сектора экономики. В принятой в 2008 году Стратегии развития города ключевое место уделяется созданию особой технико-внедренческой экономической зоны.

В ежегодных Посланиях народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев подчеркивает первостепенное значение сбалансированной системы образования для прогресса общества: «Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации», «Мы должны добиться предоставления  качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов».

В целях дальнейшего развития системы образования города и во исполнение приорите­тов, обозначенных Главой государства, в 2010 году продолжена реализация Программы развития образования в области на 2008-2010 годы.

Основная идея Программы состоит в создании максимально благоприятных условий для организации образовательного процесса с учетом приоритетов государственной политики в сфере образования, познавательных потребностей и запросов личности, потенциала социально-культурной среды, финансово-экономического развития региона.

Отдел  образования проводит масштабные изменения по следующим направлениям:

1.  Обеспечение доступности  образования на всех уровнях.

2.      Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

3.      Дальнейшая информатизация системы образования

4.      Укрепление материально-технической  базы учреждений образования.

5.      Развитие сети дошкольных организаций разных типов.

6.      Совершенствование системы работы внешкольных организаций по обеспечению занятости детей, их развития.

7.      Создание условий для эффективной инновационной и экспериментальной деятельности учреждений образования.

8.      Совершенствование системы воспитания и социальной защиты детей.

9.      Формирование механизма государственно-общественного управления  образованием.

10. Повышение качества  и обновление содержания среднего образования.

 

 

Радиальная диаграмма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приоритеты образовательной политики:

 

Организационная диаграмма

 

Стратегическим планом развития образования города  в период  до 2014 года определены направления обеспечения качества образования, разработаны  оценочные показатели в виде целевых ключевых индикаторов достижения качества на каждом этапе реализации плана.


ГЛАВА 2. МАСШТАБ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ДОСТУПНОСТЬ

ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация системы образования города  положительно сказалась на расширении масштаба системы,  повышении доступности, качества образования и эффективности управления. Увеличивается количество учебных заведений, особенно дошкольных организаций, создаются новые их виды и типы, улучшаются показатели доступности.

2.1. Сеть и контингент организаций образования

Масштаб системы образования характеризуется сетью учебных заведений, оптимальностью и контингентом обучающихся на всех уровнях образования.

2.1.1. Дошкольное воспитание и обучение

Главным условием для обеспечения качественного образования детей  является получение ими  дошкольного и предшкольного  образования. Значимость  данного уровня образования  в обеспечении   равных стартовых условий для интеллектуального, физического  развития ребенка в дошкольный период, обеспечивающих успешное развитие в течение всей последующей жизни определяет стратегию дальнейшего развития  системы дошкольного образования.

В 2010 году численность детей в возрасте от 0 до 7 лет увеличилась на 5,3% и составляет 27983 (2009 год – 26505).

Доля расходов на дошкольное воспитание увеличилась  по сравнению с 2009 годом на 33,4 % и составляет 30,6% всего бюджета образования города(2009 год-27,6%). Затраты на одного воспитанника в дошкольном воспитании и обучении составляют 134т.т. и увеличены по сравнению с 2009 годом на 11%.(Таблица 2.1.Рисунок 2.1.)

 

Таблица 2.1.

 

Расходы местного бюджета на ДВО

Расходы местного бюджета на образование, всего

2008

2009

2010

2008

2009

2010

1092893