Телефон доверия
625450
email: Auezova@goo.edu.kz
Адрес: г.Павлодар, ул.Ткачева, 15
8(718)2-62-62-86 Call Center:
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Среда 14.00-17.00 Пятница 09.00-12.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Нужно ли давать домашнюю работу ученикам в современной школе?
13-01-2012 09:36

Акишева Б.М.- ЗД по НМР СОШ №42 города Павлодара

            Что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Как добиться, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома? 

             Данный вопрос был предметом обсуждения на семинаре-практикуме,

прошедшем в январе 2012 года  в школе №42 имени М.Ауэзова. Участники  семинара исследовали проблему «Роль учителя в организации домашней работы».  Выступившие педагоги единогласно заметили: работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

          Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

         Рассмотрение методов и форм активизации мыслительных способностей учащихся при проверке домашнего задания — одна из целей данного семинара. 

        Большой интерес педагогов вызвали результаты диагностики учащихся школы, позволившие выявить  уровень мотивации школьников к выполнению домашнего задания, отношение детей к выполнению домашнего задания. Психолог школы Мирошниченко Елена Валерьевна, используя результаты исследований, предложила учителям школы  рекомендации по организации домашней работы, указала наиболее благоприятное в соответствии с биоритмами время подготовки домашнего задания детьми. Рекомендовано  выполнять ДЗ в день их получения в тишине, лучше всего несколькими циклами, нужно начинать с повторения теоретических сведений, кроме того ребенок должен иметь свое рабочее место.

          В своем выступлении учитель иностранного языка Шкретова А.А. отметила, что руководствуется  в своей деятельности известным утверждением психологов: чтобы учащийся усвоил материал, ему необходимо выполнить в идеале 26 тренировочных упражнений на данную тему, по минимуму -14 заданий. При этом домашняя работа должна стать продолжением урока. Без домашних заданий  невозможно полноценное усвоение и запоминание изучаемого материала. Ценным для присутствующих стали образцы предложенных домашних заданий. Алла Алексеевна выделила также проблему мотивации школьников  при организации домашнего задания как одну из важных и подчеркнула, что ученик не хочет учиться в том случае, если мы, взрослые, не научили его организовать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.

         Учитель русского языка Сороченко Т.А.   в своем докладе отметила, что домашнее задание как структурный элемент учебного процесса заключает в себе широкие возможности для активизации аналитической деятельности учащихся, развития познавательных процессов и является хорошим резервом для повышения эффективности изучения предмета. Особый интерес вызвала у слушателей  практическая часть доклада, в которой предложены разноуровневые задания к различным видам упражнений.

            Из выступления учителя математики  Сатемировой С.Р.  узнали о таких видах нестандартных заданий, как изготовление учащимися различных чертежей, таблиц, моделей геометрических фигур. Полезны, считает Сауле Резуановна, домашние контрольные работы с целью систематизации методов решения задач.  Заинтересовала присутствующих отработанная докладчиком система  проверки домашних заданий, направленная на развитие качества мышления, в частности логического, эвристического (творческого) и алгоритмического (исполнительского) мышления и, прежде всего, способность к абстрактному мышлению, формирование которого является отличительной чертой и специфической целью математики как учебного предмета.

           О новых тенденциях в педагогической науке и практике при организации домашнего задания  рассказала учитель начальных классов Нурмакова М.К. Она актуализирует такие важные вопросы: Как не допустить перегрузки младших школьников? Каковы допустимые объемы домашнего задания и сколько нужно времени  на его выполнение?  

          В докладе Бигалиевой А.Е. предложены формы организации домашней работы по казахскому языку, большое внимание она уделяет ролевым играм, составлению диалогов, кроссвордов, с целью тренировки памяти предлагает заучивание текстов наизусть.

       Готовясь к данному семинару, Носова Л.Я. провела исследование физического воспитания школьников, чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

       Поскольку ученики нашей школы в  течение дня ученики заняты уроками, спецкурсами, посещают музыкальную и художественную школы и   поэтому не всегда могут ходить на занятия  спортивных секций, то  домашние задания по физической культуре играют огромную роль в физическом совершенствовании этих школьников.

       Таким образом, участники семинара познакомились с видами домашних заданий и способами самоорганизации учебной деятельности  школьников,  с различными памятками для выполнения домашних заданий.
       Семинар завершен призывом педагога В.А.Сухомлинского не оставлять ни одного ребенка в беде, помочь даже самому слабому глубоко почувствовать радость успехов в учении.  «Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении»,- писал он. Желание ребенка учиться хорошо он называет огоньком, который озаряет весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу — резким словом или равнодушием. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаюсь по крутой тропинке познания.