Мектеп жасына дейінгі баланың денсаулығын сақтауға және нығайтуға қолайлы валеологиялық ортаны құру.
Создание валеологической среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья дошкольника.
Бала денсаулығын сақтау және нығайту білім беруді, оның ішінде оның бірінші кезеңі – мектепке дейінгі мекемені жаңғырту тұжырымдамасының жетекші міндеті болып табылады. Осыған байланысты мектеп жасына дейінгі баланың жеке тұлғасын дамыту үшін және жалпы қоғам, мемлекет үшін «Денсаулық» білім беру бағытын жүзеге асырудың маңыздылығы денсаулықтың құндылығы мен меңгеру қажеттілігінен туындап отыр. туғаннан бастап денсаулық мәдениеті. Бұл кезең баланың айналасындағы әлем туралы түсініктерін қалыптастырады, оның физикалық және психикалық қарқынды дамуы жүреді. Дегенмен, жалпы заңдылық «абсолютті» дені сау балалар санының азаюы екені жасырын емес (1-ші денсаулық тобы). Зейіннің жоғарылауы жүйке жүйесін нығайтуды, көруді, естуді, дауысты қорғауды, мектеп жасына дейінгі балаларда дұрыс дене қалпын қалыптастыруды талап етеді. Сондықтан сыртқы әсерлерді көп нұсқалы талдауға, әр баланың денсаулығының жағдайын бақылауға, оның ағзасының ерекшеліктерін ескере және пайдалана отырып, профилактикалық шараларды дараландыруға негізделген денсаулықты жақсартудың жаңа әдістері мен тәсілдерін іздеу қажет. Балалардың денсаулығын сақтаудың және жақсартудың көптеген жолдары бар. Дегенмен, бүгінгі күні денсаулықты қалыптастыру тек медициналық қызметкерлердің міндеті емес, психологиялық-педагогикалық мәселе екендігіне ешкім күмән келтірмейді. Мектепке дейінгі жастағы баланың денсаулық мәдениетін меңгеру нәтижесі – салауатты өмір салтының қарапайым міндеттерін өз бетінше шешуге дайындығы сияқты тұлғалық қасиет. Баланы ересектер жарияламай-ақ салауатты өмір салты әдеттерін қалыптастыратын арнайы ұйымдастырылған өмір сүру ортасына батыру қажет. Сабақта, күнделікті өмірде және ойында балалардың танымдық әрекетін жобалай білудің маңызы зор. Орталықтың валеологиялық ортаны құру жөніндегі жұмысының мақсаты: Мектеп жасына дейінгі балалардың физикалық, психикалық және әлеуметтік денсаулығын сақтауға және нығайтуға, балалардың когнитивті және эмоционалдық дамуына, сондай-ақ қалыптастыруға ықпал ететін валеологиялық ортаны құрудың кешенді тәсілін қамтамасыз ету. салауатты өмір салты туралы. Мақсаты: Салауатты өмір салтын қалыптастыру. Өз денсаулығын құрметтеуге тәрбиелеу. Физикалық өзін-өзі жетілдіру қажеттілігін арттырыңыз. Денеңіз туралы түсініктер қалыптастырыңыз. Қоршаған ортаның өзгерістеріне адекватты жауап беру, денсаулықты қорғау, қауіп-қатерден сақтану қабілеттерін қалыптастыру. Балалардың өз сезімдерін көрсету, баяндау және жеке тәжірибесінен логикалық қорытындылар жасау қабілетін қалыптастыру. Денсаулық сақтау технологиялары арқылы балалардың тікелей оқу және өз бетінше әрекетте дене белсенділігін арттыру. Ата-аналарды салауатты өмір салтын қалыптастыру үшін оқу-тәрбие процесіне қатысуға қызықтыру және ынталандыру. Бұл бағыттағы жұмыс ауқымы оқу-тәрбие процесінің біртұтас ортасы болып табылады. Яғни, мектеп жасына дейінгі балалардың кез келген іс-әрекеті (оқу, спорт, демалыс, сонымен қатар тамақтану және дене шынықтыру және т.б.) сауықтыру-педагогикалық бағытты болып табылады және әдеттерді, содан кейін салауатты өмір салтын қалыптастыру қажеттіліктерін қалыптастыруға көмектеседі. өз бетінше шешім қабылдау дағдылары.өз денсаулығын сақтауға және нығайтуға қатысты. Салауатты өмір салты мәдениетін қалыптастыру баланың мектепке дейінгі білім беру мекемесінде болған барлық уақытында жоспарланады: Режимдік сәттері: таңертеңгілік жаттығулар, серуендеу, диета, түскі ұйқы. Тәрбие процесі: сабақтар (денсаулық минуттары, физикалық минуттар, психологиялық түсіру минуттары). Осылайша, мектепке дейінгі білім беру ұйымдарының тәрбиеленушілері арасында салауатты өмір салты мәдениетін қалыптастыруда кешенді тәсіл жүзеге асырылуда. Жұмыс бағыттары: Балалардың психофизикалық дамуындағы әртүрлі ауытқулардың (көру, жалпақ табан, дене қалпын бұзу, артикуляция аппараты, тыныс алу) алдын алу үшін оқу-тәрбие процесінің сауықтыру ортасын құру. Рекреациялық іс-шаралар жүйесі: Табиғи ортаны қатайту іс-шаралары үшін пайдалану: үй-жайларды желдету (жыл бойы күн сайын); таза ауада серуендеу (күнделікті, қыста 20 ° төмен емес температурада); температуралық режимді және ауа тазалығын қамтамасыз ету (тәуліктік); Жеңіл формадағы таңертеңгілік жаттығулар (күнделікті). Дене шынықтыру. Музыкамен сергітетін гимнастика (ұйқыдан кейін күнделікті). Күнделікті ұйқыдан кейін «денсаулық жолы» (жалпақ аяқтың алдын алу) бойымен жүру. Миопияның алдын алу үшін көру қабілеті жоғарылаған сабақтарда (мүсіндеу, сурет салу) көзге арналған гимнастика. Өкпенің өмірлік көлемін ұлғайту үшін тыныс алу жаттығулары (күн сайын). Ойын массажының элементтерін зерттеу және қолдану: (тыныс алуды қатайту, қолмен массаж жасау, құлақтың сиқырлы нүктелерін уқалау, табандарды қатайту массажы.) Сколиоздың алдын алу (күндізгі уақытта баланың денесінің қалпын бақылау, сабақ кезінде, ұйқы кезінде, тамақтану кезінде). Қолдың ұсақ моторикасының гимнастикасы – саусақ (күнделікті). Музыкалық терапия Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. В связи с этим значимость реализации образовательной области «Здоровье» для развития личности ребенка дошкольного возраста и в целом для общества, государства обусловлена ценностью здоровья и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения. Этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Однако, не секрет, что общей закономерностью является снижение числа «абсолютно» здоровых детей (1 группа здоровья). Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших дошкольников. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий. Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Результатом, освоения культуры здоровья ребенка дошкольного возраста, становится такое личностное качество, как готовность самостоятельно решать элементарные задачи здорового образа жизни. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре. Цель работы Центра по созданию валеологической среды: Обеспечение комплексного подхода к созданию валеологической среды, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников, познавательному и эмоциональному развитию детей, формированию здорового образа жизни. Задачи: Формировать навыки здорового образа жизни. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании. Формировать представления о своем теле. Формировать умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности. Формировать умения детей рефлексировать свои ощущения, состояние и делать логические выводы на личном опыте. Повышать двигательную активность детей в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности средствами здоровьесберегающих технологий. Заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни. Диапазоном работы в данном направлении является единая среда воспитательно - образовательного процесса. То есть, любая деятельность дошкольников (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Формирование культуры ЗОЖ планируется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон. Учебно-воспитательный процесс: занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки). Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ. Направления работы: Создание оздоровительной среды воспитательно-образовательного процесса для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание). Система оздоровительных мероприятий: Использование естественной среды для закаливающих мероприятий: проветривание помещений (ежедневно в течение года); прогулки на свежем воздухе (ежедневно, в зимний период при температуре не ниже 20°); обеспечение температурного режима и чистоты воздуха (ежедневно); Утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно). Физкультурные занятия. Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна). Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна. Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии. Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно). Изучение и применение элементов игрового массажа: (закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающего массажа подошв.) Профилактика сколиоза (контроль над положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи). Гимнастика тонкой моторики рук – пальчиковая (ежедневно). Музтерапия
- музсопровождение ритмичных моментов (ежедневно);
- музоформление фона занятий.
Формирование активной позиции родителей в процессе создания валеологической среды для детей в условиях детского сада и дома. Информационно - просветительская работа (уголок здоровья, консультации, родительские собрания и др.) с целью привлечения родителей к вопросам здорового образа жизни детей и семьи в целом. Побуждать родителей включаться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок. Совершенствование содержания образования в детском саду, в соответствии с реализуемым направлением проекта, по формированию здорового образа жизни в совместной деятельности с семьей. Формы работы с родителями:
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей по воспитанию здорового ребенка («Телевизор в жизни семьи и дошкольника», «Двигательная активность и здоровье ребенка», «Учите детей ходить на лыжах» и др.).
- Предоставление возможности родителям задать интересующие вопросы о физическом развитии ребенка и его успехах во время родительских собраний.
- Разработка практических советов и памяток для родителей по вопросам здорового образа жизни («Хорошие зубы - залог здоровья», «Здоровое зрение», «Здоровая осанка» и др.).