Абитуриент-лицо, поступающее в среднее профессиональное или высшее образовательное учреждение.
Автобиография- описание своей жизни, собственноручно написанная биография.
Авторитет- общепризнанное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг.
Адаптация - это процесс приспособления, в ходе которого устанавливается или поддерживается функционирование системы при изменении условий внешней и/или внутренней среды.
- Биологическая адаптация включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.
- Психологическая адаптация состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами.
- Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).
Активные методы профориентации- предполагают организацию диалога, взаимодействия по решению профориентационных проблем с целью формирования навыков и готовности к дальнейшей самостоятельной деятельности участников в этой сфере; Активизирующая методика во многом близка к игровой, но имеет и свои особенности: интересность, увлекательность процедуры, личная значимость обсуждаемых вопросов, добровольность участия, двухплановость действия (как и в игре), организация совместного рассмотрения проблем.
Активность – способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней.
Амбиция– обостренное самолюбие.
Анализ профессиональной деятельности- способ психологического исследования и анализа профессии, результатом которого является составление профессиографического описания данной профессиональной деятельности.
Анкетный опрос- метод социально-психологического исследования с помощью анкет
Анкета- набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.
Асоциальное поведение- поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Аспирантура - это форма высшего образования после окончания магистратуры или специалитета.
Аттестация- определение квалификации, уровня знаний и умений человека - отзыв, характеристика.
Аттестация кадров- один из элементов кадровой работы на предприятии, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.
База данных- совокупность систематизированных данных, создаваемая в целях хранения, анализа и обработки информации.
Базовые (высшие) психические функции- понятие центральное для нейропсихологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами.
Бакалавриат- высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра. Диплом бакалавра при поступлении на работу даѐт право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование, а также дает право продолжить обучение в магистратуре.
Банк вакансий- информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.
Банк рабочих мест- банк компьютерных данных о рабочих местах и их характеристиках.
Безработица– приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.
Безработные– трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, но не получившие от этой службы подходящей работы.
Беседа- метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Беседа профориентационная- форма профессионального просвещения (как в группе, так и индивидуально), направленная на предоставление информации и её активного осмысления, обсуждения интересующих профориентационных вопросов.
Биржа труда (служба занятости) - государственная организация, на которую возложено решение вопросов обеспечения занятости населения на определенной территории, включая содействие гражданам в трудоустройстве на рабочие места и вакантные должности; выплату пособий по безработице; организацию подготовки и переподготовки незанятого населения; организацию общественных работ.
Вертикальная карьера- продвижение человека по ступеням определенных структурных иерархий посредством использования сложившихся в них механизмов в соответствии с имеющимися системами норм и правил создания карьеры.
Вертикальная карьера представляет собой продвижение по службе вверх. Для примера мы возьмем специалиста в области финансов. Окончив финансовый институт, специалист поначалу может быть просто помощником бухгалтера, затем стать бухгалтером, после чего следует пост заместителя главного бухгалтера, главный бухгалтер, финансовый директор заместителя генерального директора и наконец, генеральный директор. Но здесь может быть и другой вариант - поднявшись на определенную ступень, финансист может заняться созданием собственной компании.
Высшее учебное заведение - учебное заведение, реализующее высшее профессиональное образование и осуществляющее подготовку специалистов высококвалифицированного труда, ведущее научную деятельность.
Государственная служба занятости - система государственных учреждений и организаций, созданная для реализации политики занятости населения, содействия гражданам в трудоустройстве и контроля соблюдения прав граждан на труд и занятость.
Готовность к профессиональной деятельности-осознание человеком своих целей и возможностей, оценка имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов получения профессии и планирование профессиональной деятельности.
Докторантура - это завершающий этап системы образования, которая дает возможность присвоения степени доктора наук и получения должности доцента или профессора. Чтобы попасть в докторанту, надо сначала закончить аспирантуру, то есть иметь ученую степень кандидата наук.
Дополнительное образование - образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих - содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ, независимо от форм собственности.
Индивидуальная трудовая деятельность -этообщественно-полезная деятельность физических лиц по производству товаров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любого типа.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Имидж - образ, который человек себе создает, чтобы вызвать определенное впечатление у другого человека или группы людей. Собственным имиджем можно и нужно руководить. Это не означает принятия чужой для себя роли в угоду другим людям.
Индивидуальная консультация - это особая форма работы с психологом, направленная на повышение качества жизни. В процессе беседы человек начинает лучше понимать себя: собственные настроения и переживания, реакции на те или иные ситуации, желания и потребности.
Интерес –это окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.
Кадровое агентство -это организация, которая на профессиональном уровне занимается посредничеством между соискателем и работодателем.
Классификация профессий– объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, компетенции, уровень образования и т.д. (например, классификация Е. А. Климова по предмету труда, классификация Дж. Голланда по типам профессий).
Коллектив- это группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами.
Коммуникабельность- это способность к общению, к установке связей, контактов, общительность; совместимость (способность к совместной работе) разнотипных систем передачи информации.
Компетентность- наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Компетентность в сфере личностного самоопределения - это способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.
Предпринимательская деятельность – самостоятельная инициативная деятельность человека или группы людей в рамках закона, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и основанная на имущественной ответственности.
Предпрофильная подготовка - система педагогической, психолого- педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих напралений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
Профессиональная адаптация - приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность - производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).
Профессиональная мотивация - побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение профессиональных обязанностей.
Профессиональная обучаемость - готовность к профессиональному развитию, овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся профессиональным условиям.
Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда.
Профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.
Профессиональная проба - профессиональное испытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
Профессиональные притязания – стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности.
Профильное обучение - обучение с углублением знаний, склонностей для совершенствования ранее полученных навыков и формирования адекватного представления о своих возможностях через создание системы специализированной подготовки в старших классах образовательной школы. Эта подготовка ориентированна на индивидуализацию обучения и профессональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профориентационный минимум – совокупность обязательной информации по профориентации, отраженной в законодательных и нормативно-правовых документах; формирование осведомленности и освоение выпускниками основных понятий, характеризующих ситуацию изменений на рынке труда (перспективные программы развития, новые виды деятельности, условия получения профессионального образования, новые специальности).
Медицинские противопоказания – перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.
Национальная рамка квалификаций - содержит 8 уровней квалификации, которые охватывают квалификации в сфере общего образования, профессионального образования и обучения, образования для взрослых и высшего образования.
Отраслевая рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли.
Профессиональные склонности - избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.
Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
Профессиональный план - 1) образ профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближайших и дальних целей; пути, средства и условия их достижения целей; запасные варианты и пути их достижения. 2) представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склада характера, склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.
Профессиональный потенциал - совокупность возможностей и способностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.
Профконсультант - специалист, оказывающий психологическую помощь в выборе профессии.
Профориентационная компетентность - способность построения собственного профессионального маршрута с учетом индивидуальных интересов, склонностей, возможностей подростка. Профориентационную компетентность можно обозначить совокупностью следующих признаков:
- личностная зрелость, сформированность системы ценностей, специфика мотивации субъекта, адекватная самооценка личности, готовность к принятию решений.
-владение информацией об успешном самоопределении, полнота и дифференцированность знаний о профессиях, специфике будущей профессии, особенностей и путей развития профессионально значимых качеств;
- активность субъекта в процессе профессионального самоопределения, под которой понимается знакомство с миром профессий, с профессиональными образовательными учреждениями, осуществление профессионального выбора, наличие обоснованного профессионального плана, осознание предстоящих трудностей и наличие тактики их преодоления.
Психолого-педагогическое сопровождение - система совместной деятельности педагогов и психологов, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на требуемом уровне в течение определенного времени.
Ранняя профориентация - профессиональная ориентация на первом этапе профессионального становления личности по Е.К. Климову-стадия первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эта стадия начинается в период становления самопознания как такового (2-3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10-12 лет).
Рынок труда (рынок рабочей силы) – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).
Самообразование - образование, при котором знания, умения и навыки приобретаются самостоятельно, без помощи обучающих лиц.
Самооценка - оценка человеком своих ресурсов. Самооценка является важным регулятором поведения личности, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и личностное развитие.
Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего предназначения в жизни и занимаемого места в обществе. Для самоопределения человек должен проявить сознательность, активность и ответственность за свою жизнь. В результате самоопределения формируется жизненный путь человека.
Социально-педагогическое сопровождение - педагогическая деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора.
Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и применяемый для измерения индивидуальных различий в психологическом консультировании.
Ценностные ориентации - установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.