Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
22-00-97
email: upk2@goo.edu.kz
Адрес: ул. Лермонтова 50
Приемная 20-20-80, ЗдуВР 22-00-97, Бухгалтерия 22-00-45, Руководитель 22-02-55
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
В среду и четверг с 15 до 17 часов.
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Профориентационный словарь

Абитуриент-лицо, поступающее в среднее профессиональное или высшее образовательное учреждение.

Автобиография- описание своей жизни, собственноручно написанная биография.

Авторитет- общепризнанное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг.

Адаптация - это процесс приспособления, в ходе которого устанавливается или поддерживается функционирование системы при изменении условий внешней и/или внутренней среды.

- Биологическая адаптация включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

- Психологическая адаптация состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами.

- Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Активные методы профориентации-  предполагают организацию диалога, взаимодействия по решению профориентационных проблем с целью формирования  навыков и готовности к дальнейшей самостоятельной деятельности участников в этой сфере; Активизирующая методика во многом близка к игровой, но имеет и свои особенности: интересность, увлекательность процедуры, личная значимость обсуждаемых вопросов, добровольность участия, двухплановость действия (как и в игре), организация совместного рассмотрения проблем.

Активность – способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней.

Амбиция– обостренное самолюбие.

Анализ профессиональной деятельности- способ психологического исследования и анализа профессии, результатом которого является составление профессиографического описания данной профессиональной деятельности.  

Анкетный опрос- метод социально-психологического исследования с помощью анкет

Анкета- набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.

Асоциальное поведение- поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Аспирантура - это форма высшего образования после окончания магистратуры или специалитета.

Аттестация- определение квалификации, уровня знаний и умений человека - отзыв, характеристика. 

Аттестация кадров- один из элементов кадровой работы на предприятии, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.

База данных- совокупность систематизированных данных, создаваемая в целях хранения, анализа и обработки информации.

Базовые (высшие) психические функции- понятие центральное для нейропсихологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами.

Бакалавриат- высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра. Диплом бакалавра при поступлении на работу даѐт право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование, а также дает право продолжить обучение в магистратуре.

Банк вакансий- информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.

Банк рабочих мест- банк компьютерных данных о рабочих местах и их характеристиках.

Безработица– приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Безработные– трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, но не получившие от этой службы подходящей работы.

Беседа- метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Беседа профориентационная- форма профессионального просвещения (как в группе, так и индивидуально), направленная на предоставление информации и её активного осмысления, обсуждения интересующих профориентационных вопросов.

Биржа труда (служба занятости) - государственная организация, на которую возложено решение вопросов обеспечения занятости населения на определенной территории, включая содействие гражданам в трудоустройстве на рабочие места и вакантные должности; выплату пособий по безработице; организацию подготовки и переподготовки незанятого населения; организацию общественных работ.

Вакансия – должность или рабочее место на предприятии, не занятое специалистом, отсутствие необходимого работника.
 

Вертикальная карьера- продвижение человека по ступеням определенных структурных иерархий посредством использования сложившихся в них механизмов в соответствии с имеющимися системами норм и правил создания карьеры.

Вертикальная карьера представляет собой продвижение по службе вверх. Для примера мы возьмем специалиста в области финансов. Окончив финансовый институт, специалист поначалу может быть просто помощником бухгалтера, затем стать бухгалтером, после чего следует пост заместителя главного бухгалтера, главный бухгалтер, финансовый директор заместителя генерального директора и наконец, генеральный директор. Но здесь может быть и другой вариант - поднявшись на определенную ступень, финансист может заняться созданием собственной компании.

Востребованность профессии на рынке труда- соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.
 
Волевые качества- качества, проявляющиеся в волевых действиях человека и характеризующиеся как настойчивость, решительность, выдержка,  смелость и т.д.
 
Высшее профессиональное образование  -  высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования. Характеризуется системой знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса.
 

Высшее учебное заведение - учебное заведение, реализующее высшее профессиональное образование и осуществляющее подготовку специалистов высококвалифицированного труда, ведущее научную деятельность.

 
Глоссарий - это словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо сфере.
 
Горизонтальная карьера- тип карьеры, предполагающий либо выполнение определенной профессиональной, служебной, социальной роли в одной сфере деятельности, либо перемещение в другую функциональную область деятельности, не связанную с непременным и постоянным движением вверх по ступеням какой-либо иерархии. К горизонтальному росту относятся повышение разрядов, категорий, присвоение научной степени. Такой вид карьеры характерен для экспертов, консультантов, профильных специалистов, научных сотрудников, которые стремятся в своей области стать лучшими.

Государственная служба занятости - система государственных учреждений и организаций, созданная для реализации политики занятости населения, содействия гражданам в трудоустройстве и контроля соблюдения прав граждан на труд и занятость.

Готовность к профессиональной деятельности-осознание человеком своих целей и возможностей, оценка имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов получения профессии и планирование профессиональной деятельности.

Гностические профессии- профессии, в которых деятельность человека как конечный продукт предполагает узнавание, распознавание, контроль, классификацию, сортировку, проверку по заранее известным признакам, оценку и исследование.

Докторантура - это завершающий этап системы образования, которая дает возможность присвоения степени доктора наук и получения должности доцента или профессора. Чтобы попасть в докторанту, надо сначала закончить аспирантуру, то есть иметь ученую степень кандидата наук.

Должность – трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в структуре предприятия или учреждения.
 

Дополнительное образование - образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих - содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ, независимо от форм собственности.

Индивидуальная трудовая деятельность -этообщественно-полезная деятельность физических лиц по производству товаров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любого типа.

Интерес - активная познавательная направленность личности на тот или
иной предмет, деятельность или объект. Применительно к выбору
профессии, интерес - это положительное отношение к определенной области
труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении.
 
Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.
 
Жизненная перспектива - целостная картина будущего в сложной,
противоречивой взаимосвязи ожидаемых событий, от которых, по мнению
человека, зависит его социальная ценность и смысл жизни.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Заработная плата 1) цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей; 
2) величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, отражающая стоимость его труда.
 
Изыскательские профессии- класс профессий, в которых на передний план выступает цель деятельности, предполагающая изобретение, придумывание, поиск нового варианта решения в процессе осуществления практической деятельности (Е.А. Климов).

Имидж - образ, который человек себе создает, чтобы вызвать определенное впечатление у другого человека или группы людей. Собственным имиджем можно и нужно руководить. Это не означает принятия чужой для себя роли в угоду другим людям.

Индивидуальная консультация - это особая форма работы с психологом, направленная на повышение качества жизни. В процессе беседы человек начинает лучше понимать себя: собственные настроения и переживания, реакции на те или иные ситуации, желания и потребности.

Индивидуальный образовательный маршрутнабор учебных дисциплин (предметов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности), изучаемых на уровне профильного обучения.

Интерес это окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.

Кадровое агентство -это организация, которая на профессиональном уровне занимается посредничеством между соискателем и работодателем.

Квалификационный разряд -величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
 
Карьера - профессиональный и служебный путь человека, изменение им своего профессионального и служебного положения.
 
Квалификация – 1) степень и вид профессиональной подготовленности человека, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы; 2) характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности; 3) степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности.

Классификация профессий– объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, компетенции, уровень образования и т.д. (например, классификация Е. А. Климова по предмету труда, классификация Дж. Голланда по типам профессий).

Коллектив- это группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами.

Коммуникабельность- это способность к общению, к установке связей, контактов, общительность; совместимость (способность к совместной работе) разнотипных систем передачи информации.

Коммуникативные способности - вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в различных областях деятельности.

Компетентность- наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетентность в сфере личностного самоопределения - это способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.

Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов; соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.
 
Курсы профессиональной подготовки - форма обучения, позволяющая
приобрести трудовые навыки, знания и умения, необходимые для
выполнения определенной работы, не повышая образовательный уровень
 
Личностное самоопределение  -  процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей (могу) и желаний (хочу) в их соотнесенности друг с другом и с окружающим миром («Я — Я», «Я-другие», «Я-общество», «Я-мир», «Я-сверхличностная реальность») и выбора основных направлений личностного роста.
 
Магистрату́ра- ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению.
 
Мастерство - высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.
 
Методы оценки персонала - способы проведения испытаний при подборе и
оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование,
биографический метод, социологический опрос и т.д.).
 
Мотивация(от лат. movere«двигать») - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
 
Навык- это действие, которое благодаря многократному повторению выполняется неосознанно, т.е. доведено до автоматизма.
 
Общие способности - система свойств личности, которая обеспечивает
относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.
 
Одаренность - наличие способностей, которые могут обеспечить
достижение успеха в определенной области.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная инициативная деятельность человека или группы людей в рамках закона, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и основанная на имущественной ответственности.

Предпрофильная подготовка - система педагогической, психолого- педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих напралений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Преобразующие профессии- класс профессий, которые по своим целям связаны с активным изменением свойств, состояния предмета труда.
 
Проектирование профессионального пути – создание профессионального проекта, включающего оценку возможностей и потребностей человека, внешних условий; определение профессиональных целей на основе сопоставления возможностей и потребностей человека с внешними условиями; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения цели с учетом ресурсов и ограничений.
 
Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных умений и может служить источником доходов.
 
Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка) - комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа ее получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учетом потребности рынка труда.

Профессиональная адаптация - приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность - производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).

Профессиональная мотивация - побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение профессиональных обязанностей.

Профессиональная обучаемость - готовность к профессиональному развитию, овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся профессиональным условиям.

Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования отношения к профессиональной деятельности; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
 
Профессиограмма – подробное описание профессии, включающая предмет, задачи, средства и условия трудовой деятельности, экономические характеристики, требования к уровню классификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.
 
Профессиональная компетентность - сочетание профессиональных знаний, умений и навыков, положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека.
 
Профессиональная консультация - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
 
Профессиональная мобильность - это перемещение индивида или профессиональной группы в социально-профессиональной структуре общества с изменением или без изменения социального статуса.
 
Профессиональные болезни - заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды
 
Профессиональные интересы - означают избирательную активность в отношении предполагаемой профессии.
Выделяют разные уровни интереса при выборе профессии: 
интерес потребителя (созерцательный, возникающий главным образом под воздействием извне); 
интерес деятеля (возросшая активность, самопланирование своей деятельности, ориентация на удовлетворение от самого процесса деятельности, осознание своих успехов);
собственно профессиональный интерес (осознанное стремление превратить определенную деятельность в профессию, понимание социальной значимости профессии, автономность, независимость от среды и ситуации).  
 
Профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование.
 
Профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных успехах в профессии (об отношении с коллегами и др.)
 
Профессиональные предпочтения - преимущества того или иного профессионального варианта в сравнении с другими.
 
Профильный класс – форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшее или среднее профессиональное образовательное учреждение (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс).
 
Профессиональный отбор – изучение и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.

Профессиональная проба - профессиональное испытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональные притязания – стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности.

Профильное обучение - обучение с углублением знаний, склонностей для совершенствования ранее полученных навыков и формирования адекватного представления о своих возможностях через создание системы специализированной подготовки в старших классах образовательной школы. Эта подготовка ориентированна на индивидуализацию обучения и профессональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. 

Профориентационный минимум – совокупность обязательной информации по профориентации, отраженной в законодательных и нормативно-правовых документах; формирование осведомленности и освоение выпускниками основных понятий, характеризующих ситуацию изменений на рынке труда (перспективные программы развития, новые виды деятельности, условия получения профессионального образования, новые специальности).

Медицинские противопоказания – перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.

Национальная рамка квалификаций - содержит 8 уровней квалификации, которые охватывают квалификации в сфере общего образования, профессионального образования и обучения, образования для взрослых и высшего образования.

Отраслевая рамка квалификацийструктурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли.

Профессиональные склонности - избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.

Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.  

 
Профессиональный выбор - выбор одного из нескольких вариантов профессионального самоопределения.
 

Профессиональный план - 1) образ профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближайших и дальних целей; пути, средства и условия их достижения целей; запасные варианты и пути их достижения. 2) представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склада характера, склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.

Профессиональный потенциал - совокупность возможностей и способностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.

Профконсультант - специалист, оказывающий психологическую помощь в выборе профессии.

Профориентационная компетентность - способность построения собственного профессионального маршрута с учетом индивидуальных интересов, склонностей, возможностей подростка. Профориентационную компетентность можно обозначить совокупностью следующих признаков:

- личностная зрелость, сформированность системы ценностей, специфика мотивации субъекта, адекватная самооценка личности, готовность к принятию решений.

-владение информацией об успешном самоопределении, полнота и дифференцированность знаний о профессиях, специфике будущей профессии, особенностей и путей развития профессионально значимых качеств;

- активность  субъекта в процессе профессионального самоопределения, под которой понимается знакомство с миром профессий, с профессиональными образовательными учреждениями, осуществление профессионального выбора, наличие обоснованного профессионального плана, осознание предстоящих трудностей и наличие тактики их преодоления. 

Психолого-педагогическое сопровождение - система совместной деятельности педагогов и психологов, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на требуемом уровне в течение определенного времени.

Ранняя профориентация - профессиональная ориентация на первом этапе профессионального становления личности по Е.К. Климову-стадия первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эта стадия начинается в период становления самопознания как такового (2-3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10-12 лет).

Резюме - документ, представляющий собой краткую историю карьеры и описание профессионально важных качеств, по определенной форме напечатанный человеком, который ищет работу. Резюме оставляется работодателям для предварительного ознакомления и принятия ими решения о приглашении человека на интервью. Резюме используется при трудоустройстве в большинстве зарубежных и отечественных коммерческих фирм.
 
Работа - трудовая деятельность человека, занимающего определенную должность.
 
Работодатель – руководитель или работник кадровой службы, представляющий предприятие, в котором имеются вакансии.
 
Родственные профессии - профессии, предполагающие решение похожих задач, имеющие одну или несколько одинаковых трудовых функций и (или) требующие сходных знаний, умений и навыков. При этом родственные профессии могут требовать разного уровня профессионального образования.

Рынок труда (рынок рабочей силы) – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).

Самообразование - образование, при котором знания, умения и навыки приобретаются самостоятельно, без помощи обучающих лиц.

Самооценка - оценка человеком своих ресурсов. Самооценка является важным регулятором поведения личности, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и личностное развитие.

Самоопределение -  активный процесс понимания себя, своего предназначения в жизни и занимаемого места в обществе. Для самоопределения человек должен проявить сознательность, активность и ответственность за свою жизнь. В результате самоопределения формируется жизненный путь человека.

Смежная профессия
     – дополнительная специальность в той же сфере, что и основная,
например, если человек освоил строительную профессию и работает на должности штукатура, то прохождение курсов маляра позволит ему выполнять дополнительные функции;
     – совмещение одним работником двух и более специализаций, совмещение рабочих обязанностей, расширение собственного трудового потенциала, возможностей,
например, наладчик-станочник, слесарь-токарь и др.
     – смежные профессии и специальности всегда имеют технологическую или терминологическую общность с основной специализацией, 
например, смежными для бухгалтера могут быть профессии аудитора, налогового консультанта, экономиста, финансового менеджера. 
 
Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования  и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества-в целом активного воспроизводства системы общественных отношений.

Социально-педагогическое сопровождение - педагогическая деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. 

Специальность  - вид занятия в рамках одной профессии; наименование конкретного вида профессиональной подготовки, которая завершается присвоением квалификации. Например, существует профессия «учитель» и в её рамках специальности: «учитель начальной школы», «учитель физической культуры» и т.д.
 
Специализация (от лат. specialis – особый, своеобразный)  - более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области; в рамках одной специальности есть несколько специализаций, например:
 
Профессия – врач
Специальность – хирург
Специализация – нейрохирург, кардиохирург, хирург – стоматолог и т.д.
 
Профессия – машинист
Специальность – машинист – крановщик
Специализация – машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов – трубоукладчиков и т.д.
 
Среднее профессиональное образование - подготовка специалистов квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 
Может быть получено в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (профессионально-технических колледжах) или на первой ступени высшего профессионального образования.
 
Творчество - деятельность, результатом которой является создание объективно новых, уникальных материальных и духовных ценностей.
 

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и применяемый для измерения индивидуальных различий в психологическом консультировании.

Труд - 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни;  2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей.
 
Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности.
 
Удовлетворенность трудом - эмоционально окрашенное оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.
 
Уровень притязанийвыбор человеком цели, которая может соответствовать или не соответствовать интеллектуальным, психофизическим, материальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью и критичностью.
 

Ценностные ориентации - установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.