Рекомендации родителям будущих первоклассников
Воспитатель: Рудько О.А.
Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Ведь правильная речь – показатель интеллектуального развития ребенка.
Дети должны:
-
Правильно произносить все звуки родного языка;
-
Уметь различать и называть слова с определенным звуком;
-
Уметь определять место звука в слове (начало – середина - конец);
-
Делить слова на слоги;
-
Составлять слова из слогов;
-
Иметь представление о предложении;
-
Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
-
Подбирать синонимы, антонимы;
-
Использовать разные способы образования слов;
-
Пересказывать знакомые сказки и рассказы;
-
Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Обратите внимание …
…на голос ребенка.
Он может быть монотонным, тусклым, ярким и красочным, выразительным. Голос ребенка очень часто влияет на успешность учебной деятельности ребенка и его взаимоотношения со сверстниками.
…на темп речи.
Если ребенок говорит торопливо, сбиваясь и запинаясь, то он расторможен и напряжен. Если темп речи замедленный, ребенок малоразговорчивый или неразговорчивый совсем, то он предрасположен к депрессиям.
…на дикцию речи.
Часто плохая дикция свидетельствует о том, что у ребенка может проявляться задержка психического развития.
…на словарь ребенка.
Словарь ребенка – показатель того, в какой среде воспитывается ребенок. Обратите внимание на богатство или бедность словарного запаса ребенка, как ребенок строит предложения, простые или сложные, краткие или примитивные.
Упражнения для закрепления правильного произношения и формирования фонематического (звукового) восприятия:
-
Научить различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить.
-
Развивать фонематический слух путем различения на слух звуков в словах.
-
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова).
-
Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
-
Работа над интонацией и выразительностью речи.
Как помочь ребенку запомнить буквы:
-
Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5 – 6 см.), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.
-
Лепка ребенком буквы из пластилина.
-
Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
-
«Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
-
Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок, это запомниться им лучше.
-
Обводка ребенком букв, написанных взрослым.
-
Написание буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Полезный совет
Прежде чем показывать ребенку новую букву, например, Н, следует научить его слышать звук Н в слогах или словах.
На протяжении всего периода обучения дома следует и звуки, и буквы называть одинаково, т.е. так, как звучит звук.
Например, звук Н мы произносим отрывисто: Н! И букву Н следует называть также: Н! ни в коем случае не ЭН! Так как, говоря Н, мы произносим два звука - Э и Н. данное обстоятельство дезориентирует детей.
Развитие навыков звукового анализа слова
Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в сознании звуковой стороны слова. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.
Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:
-
Соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
-
Соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
-
Соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:
-
Формирование навыков элементарного анализа;
- выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в
слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове; определение последнего звука
- нахождение места в слове, исходя из трех позиций (начало, середина,конец слова).
-
Обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Последовательность формирования умственных действий
при обучении звуковому анализу:
-
Сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
-
Далее он должен определить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
-
Затем умственное действие переходит в речевой план – ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
-
И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Итак, порядок анализируемых слов следующий:
-
Слова из двух гласных (типа ау);
-
Слова из двух звуков (типа ум);
-
Слова из трех звуков (типа рак);
-
Слова из двух отдельных слогов (типа мама);
-
Слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
-
Слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
-
Слова из двух слогов (типа сумка);
-
Слова из трех открытых слогов (типа корова).
-
______________________________________________________